Anton Nossik ([info]dolboeb) wrote,
@ 2007-12-19 11:45:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:блоги, блогосфера

10 лет блогосфере
Wired вчера утром разродился знаковой статьёй, приуроченной к 10-летию ввода в обращение слова weblog (краткая форма blog введена Мерхольцем на пару лет позже, 14.09.1999).
Было б грустно, если б ни одно из наших индустриальных изданий не сочло её достойной перевода на русский.

Статья, конечно, не лишена юбилейного возвышенного пафоса, но по большому счёту основные её положения оспорить трудно.
Действительно, блоги довели до логического предела интернетовскую версию обещания «Nous ne sommes rien, soyons tout». В предшествовавшую блогосфере эпоху Web 1.0 отменились те барьеры между говорящим и слушателем, которые связаны были с высокой ценой доставки информации (типографские, эфирные расходы), но оставались сложности, связанные с освоением технологий интернет-вещания. Хотя уже в эпоху Web 1.0 миллионы людей охотно преодолели эти препятствия, изучив HTML и PERL, или освоив управляющую консоль веб-хостингов (GeoCities в Америке, Narod.Ru в России), огромный слой гуманитариев и других идейных "чайников" оставался технологическими ограничениями отсечён. Появление платформ автоматической самопубликации, таких, как блогхостинги, фото- и видеохостинги, позволило абсолютно любому человеку стать главредом и издателем собственного СМИ — сперва текстового или графического, а затем и мультимедийного. Соблазн оказался одинаково силён для старшеклассниц из российской глубинки и для воротил отечественного бизнеса, для кабинетных философов и рок-звёзд. В результате случилась та блогосфера, без которой Интернет сегодня немыслим. На русском языке, по оценке Яндекса, сегодня ведётся 3.068.653 блога. Из них, по оценке того же Яндекса, 986 имеют аудиторию 1000+ читателей, то есть подпадают под определение медийности из российского закона о СМИ.

Модный миф среди отечественных журналистов и инвесторов - конкуренция между блогосферой и социальными сетями.
Формально, она существует и может быть проиллюстрирована статистикой: время, проводимое сегодня многими людьми на Одноклассниках, те же люди раньше тратили на ЖЖ (в этом легко убедиться, пройдясь по любому крупному офису и оглядев экраны). Однако же если принимать в учёт суть явлений, то конкуренции тут не больше, чем между радио и телефоном. Действительно, оба устройства позволяют человеку слушать другого. И они так же взаимоисключающи: человек, разговаривающий по телефону, не станет в этот момент включать радио, и наоборот. Тем не менее, никому не приходит в голову утверждать, что телефония убъёт радио, или наоборот. Потому что две этих технологии доставки информации обслуживают разные человеческие потребности.

Телефонный разговор конкурирует не с радио, а с молчанием. Радио конкурирует не с телефонным разговором, а с тишиной в помещении.

У сайтов и сервисов (и у блогов, и у соцсетей) — один, общий конкурент. Это время, проводимое пользователем вне Интернета. Скажем, если человек час в день находится в онлайне, то задача любого интересного сайта — не оттяпать побольше кусок от этого одного часа, а заставить пользователя вместо часа проводить в Интернете два, три, четыре в те же сутки. Естественным союзником сайтов в решении этой задачи являются операторы широкополосного доступа. В ближайшие годы они дотянут высокоскоростной Интернет туда, где пользователи сильнее всего скучают - в транспорт, в очереди, на курорты. Любой человек, находящий себе сегодня занятий в Интернете на час, в ближайшие годы получит возможность проводить там 4 часа как минимум. И задача помочь ему с нахождением этих занятий — более осмысленная и стратегическая, чем война за распил того одного часа, который пользователь тратит в Сети сегодня.



(Post a new comment)


[info]cyxymu
2007-12-19 08:48 am UTC (link)
поздравляю с прздником!

(Reply to this)


[info]unab0mber
2007-12-19 08:52 am UTC (link)
Интернет-компании должны спонсировать новые медикаменты, позволяющие тратить меньше времени на сон, ведь восемь часов в день это жуткая трата времени, часть которого можно проводить пялясь в экран мониторов.

(Reply to this) (Thread)(Expand)


[info]yefeyfiya
2007-12-19 09:20 am UTC (link)
da!

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]unab0mber, 2007-12-19 09:33 am UTC (Expand)
а йа криведко - [info]yefeyfiya, 2007-12-19 10:03 am UTC (Expand)

[info]n_on
2007-12-19 09:44 am UTC (link)
медиакаменты

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]unab0mber, 2007-12-19 09:54 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]dolboeb, 2007-12-19 10:02 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]n_on, 2007-12-19 10:06 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]unab0mber, 2007-12-19 10:06 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]n_on, 2007-12-19 10:08 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]unab0mber, 2007-12-19 10:10 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]n_on, 2007-12-19 10:17 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]n_on, 2007-12-19 10:06 am UTC (Expand)

[info]dolboeb
2007-12-19 10:05 am UTC (link)
трата времени, часть которого можно проводить пялясь в экран мониторов

Сперва имеет смысл определиться с тратами времени, которое люди проводят, пялясь в ящик.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]unab0mber, 2007-12-19 10:07 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]n_on, 2007-12-19 10:18 am UTC (Expand)

[info]l4rz
2007-12-19 10:47 am UTC (link)
уже есть Provigil

(Reply to this) (Parent)

(no subject) - [info]urodskiy_krolik, 2007-12-19 12:12 pm UTC (Expand)

[info]salatau
2007-12-19 09:03 am UTC (link)
А книгу написать? Слабо?

(Reply to this) (Thread)


[info]dolboeb
2007-12-19 10:03 am UTC (link)
Очень морально устаревший формат для описания таких динамических сущностей, как Инет.
Устаревает в процессе написания, даже ещё до сдачи в издательство.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]komarov, 2007-12-19 10:10 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]salatau, 2007-12-19 11:00 am UTC (Expand)

[info]ilarion
2007-12-19 09:03 am UTC (link)
Какое страшное будущее вы нам рисуете :-)

(Reply to this) (Thread)


[info]dolboeb
2007-12-19 09:50 am UTC (link)
Ну, я б не назвал это будущим, проводя в Интернете больше 12 часов в сутки, начиная с 1996 года.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]ilarion, 2007-12-19 10:17 am UTC (Expand)

[info]l4rz
2007-12-19 09:04 am UTC (link)
У сайтов и сервисов (и у блогов, и у соцсетей) — один, общий конкурент. Это время, проводимое пользователем вне Интернета.

Согласен на все сто.

Вообще, конечно, в 93-м такую ситуацию было сложно представить. =) Это о прогрессе. =)

(Reply to this)


[info]utkonossik
2007-12-19 09:05 am UTC (link)
Последние 3 абзаца - ну очень уж спорные.

Вы предлагаете одну одномерную абстракцию заменить другой.
В то время, как обьективнее пользоваться двумерной моделью.
То есть, лупиться и за полное время в интернете, и за долю от этого времени.

Превед!

(Reply to this) (Thread)


[info]dolboeb
2007-12-19 09:53 am UTC (link)
Просто лупившиеся за долю этого времени все отсосали, как один.
А лупившиеся за увеличение общего пирога - победили.

Это философски два разных подхода: делать то же, что у конкурента, только лучше, или делать то, чего у конкурента ещё нет.

Лузеры идут первым путём, победители - вторым.

Впрочем, иногда победители прельщаются идеей сделать то, что есть у других. Результатом оказываются мертворожденные, никому не нужные проекты-клоны.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]utkonossik, 2007-12-19 10:11 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]dolboeb, 2007-12-19 12:15 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]utkonossik, 2007-12-19 01:02 pm UTC (Expand)

[info]sovok4ever
2007-12-19 09:11 am UTC (link)
вот интересно, Антон, а как Вы относитесь к такой перспективе - практически каждый из населения Земли станет использовать вэб, как инструмент общения, вместо простого разговора в, скажем, кафе или местном маколете?
то есть - блогин, это прогресс или регресс?

(Reply to this) (Thread)


[info]yefeyfiya
2007-12-19 09:21 am UTC (link)
pochemu vmesto?

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]sovok4ever, 2007-12-19 09:38 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]dolboeb, 2007-12-19 09:55 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]sovok4ever, 2007-12-19 10:09 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]sovok4ever, 2007-12-19 10:14 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]yefeyfiya, 2007-12-19 10:34 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]sovok4ever, 2007-12-19 08:53 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]yefeyfiya, 2007-12-19 09:23 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]sovok4ever, 2007-12-19 09:30 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]yefeyfiya, 2007-12-19 09:45 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]sovok4ever, 2007-12-19 10:19 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]yefeyfiya, 2007-12-19 10:50 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]sovok4ever, 2007-12-19 11:16 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]ars_longa, 2007-12-19 12:40 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]sovok4ever, 2007-12-19 09:02 pm UTC (Expand)

[info]only_you
2007-12-19 09:14 am UTC (link)
Какой Вы умный, Антон Борисович, спасибо Вам.

(Reply to this)

(Reply from suspended user)

[info]dolboeb
2007-12-19 10:00 am UTC (link)
Зачем мне определяться, извините?
Наш федеральный закон О СМИ - это вещь в себе.
Он возник в начале 1990-х, по каким-то внутрироссийским причинам, политическим и хозяйственным.
В США такого закона нет, как нет и регистрации СМИ в каком-либо министерстве, и прекрасно живут.

Я всего лишь вспомнил критерий определения СМИ, фигурирующий в российском законе - тираж от 1000 экземпляров вверх.

Что он морально устарел - вопрос другой. Но раз он не отменён, отчего ж не сослаться.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]golubchikav, 2007-12-19 03:34 pm UTC (Expand)

[info]lusert
2007-12-19 10:13 am UTC (link)
Антон Борисыч, что в ВАШЕМ представлении - широкополосный интернет? Его НЕТ в регионах. Ну нет его там.. И не будет ещё лет пять, если не больше. Мой прогноз - только через 10 лет. ИМХО.

(Reply to this) (Thread)(Expand)


[info]anikitin
2007-12-19 10:23 am UTC (link)
ха. ха. ха.

статистика видеосвалок говорит нам о чём-то совсем ином.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]lusert, 2007-12-19 10:29 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]anikitin, 2007-12-19 10:31 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]dolboeb, 2007-12-19 10:30 am UTC (Expand)

(Reply from suspended user)
(no subject) - [info]lusert, 2007-12-19 11:31 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]apazhe_at_lj, 2007-12-19 03:32 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]linker, 2007-12-24 12:16 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]apazhe_at_lj, 2007-12-24 02:50 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]swimmer979, 2007-12-19 11:49 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]dolboeb, 2007-12-19 12:16 pm UTC (Expand)
И что? - [info]swimmer979, 2007-12-19 12:25 pm UTC (Expand)
Re: И что? - [info]dolboeb, 2007-12-19 12:32 pm UTC (Expand)
Re: И что? - [info]swimmer979, 2007-12-19 12:38 pm UTC (Expand)
Re: И что? - [info]eva2222, 2007-12-19 02:37 pm UTC (Expand)
Не спеши ты меня хоронить - [info]lonelyquantum, 2007-12-19 02:59 pm UTC (Expand)
Re: Не спеши ты меня хоронить - [info]lusert, 2007-12-20 12:22 am UTC (Expand)
Re: Не спеши ты меня хоронить - [info]lonelyquantum, 2007-12-20 01:06 am UTC (Expand)
Re: Не спеши ты меня хоронить - [info]lusert, 2007-12-20 01:13 am UTC (Expand)
Re: Не спеши ты меня хоронить - [info]lonelyquantum, 2007-12-20 03:00 am UTC (Expand)
Re: И что? - [info]lusert, 2007-12-19 12:32 pm UTC (Expand)
Re: И что? - [info]swimmer979, 2007-12-19 12:41 pm UTC (Expand)
Re: И что? - [info]lusert, 2007-12-20 12:14 am UTC (Expand)
Re: И что? - [info]swimmer979, 2007-12-19 12:43 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]eva2222, 2007-12-19 02:36 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]yenissey, 2007-12-20 04:15 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]agavr, 2007-12-19 10:32 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]lusert, 2007-12-19 11:34 am UTC (Expand)

(Reply from suspended user)
(no subject) - [info]lusert, 2007-12-19 11:35 am UTC (Expand)

(Reply from suspended user)
Москальский снобизм? - [info]apazhe_at_lj, 2007-12-19 03:30 pm UTC (Expand)

[info]agavr
2007-12-19 10:31 am UTC (link)
скажи, а кто-нибудь следил за тем, как от веблога остался блог? мне тут давеча показалось, что слово вполне могло распасться на фразу we blog, если считать вторую половину глаголом. было такое?

(Reply to this) (Thread)


[info]dolboeb
2007-12-19 12:18 pm UTC (link)
Сначала Баргер ввёл weblog, а два года спустя, в 1999 году, Мерхольц разбил это слово именно так, как ты пишешь: we blog. We потом отвалились в обиходе.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]agavr, 2007-12-19 12:20 pm UTC (Expand)

[info]unab0mber
2007-12-19 11:01 am UTC (link)
это у вас блогосфера, у нас - богосфера, тут одни боги

(Reply to this)


[info]axsm
2007-12-19 12:55 pm UTC (link)
Антон Борисович, тут я накидал перевод указанный вами статьи из Wired. Если хотите, то опубликуйте в своем блоге. Ссылок на меня не нужно. Просто было интересно.

Перевод разбит на две части, а то ЖЖ больше не позволяет.

(Reply to this) (Thread)(Expand)


[info]axsm
2007-12-19 12:55 pm UTC (link)
Часть 1.


За 10 лет с момента начала работы первого сайта, известного как "веблог" ("weblog"), блоги перешли из специфической ниши компьютерщиков в доминирующий издательский принцип интернета.

Блоги прошли длинный путь с той памятной даты 17 декабря 1997-го года, когда Джорн Баргер (Jorn Barger) изобрел термин "веблог" ("weblog") для описания своего лога из интересных ссылок на его вебсайте Robot Wisdom. С тех пор за одну декаду блоги стали доминантами в сети, начиная со ста миллионов персональных дневников, и кончая разделом горячих новостей газеты The New York Times, появившегося в августе сего года.

"Это самый легкий, самый дешевый, и самый быстрый инструмент публикаций, который когда-либо был изобретен," - говорит Джеф Ярвис (Jeff Jarvis), блоггер новостей, медиаспециалист и директор программы интерактивной журналистики в городском Университете Нью-Йоркской школы журналистики. "У людей теперь есть голос, которого раньше они не имели."

По данным Technorati, в мире существует более ста миллионов активных блогов - монументальный рывок вперед от относительно небольшой горстки компьютерщиков, публиковавшихся в онлайне несколько лет тому назад. Увеличивающийся хор голосов формирует то что мы читаем, и то, как мы это читаем. Блоги переформировывают не только новости и развлечения, но так же издательское дело, политику и пиар.

Роберт Скобл (Robert Scoble), - самый известный блоггер Майкрософта, - широко почитается за придание человеческого лица гигантской компании, и за содействие взаимоотношений между корпорацией и клиентами. Новостной блог Мэта Драджа (Matt Drudge) под названием Drudge Report, достиг национального признания за освещение секс-скандала Клинтона и Левински; в прошлом году, Драдж - бывший продавец магазина - был причислен журналом Time к числу ста наиболее выдающихся людей в мире. Rathergate - блог, критикующий журнализм Дэна Разера (Dan Rather), привел к позорному раннему уходу на пенсию этого столпа из компании CBS.

Более того, блоги по своему праву стали важными источниками новостей. Закулисные съемки и репортажи появлялись во время таких бедствий как цунами в Южной Азии, последствий урагана Катрина, и недавних восстаний в Бирме, тогда как освещение этих событий со стороны традиционных источников было весьма скудным.

(Reply to this) (Parent)

(no subject) - [info]axsm, 2007-12-19 12:55 pm UTC (Expand)

[info]pryanaya
2007-12-19 01:21 pm UTC (link)
уЖЖАс)
А я вот уже утонула в ЖЖ - и ни одна социальная сеть в мире не способна меня отсюда вытащить)

(Reply to this)


[info]golergka
2007-12-19 01:26 pm UTC (link)
Социальные сети более близки к блогам. И там, и там человек говорит. И там, и там он слушает. Знакомых. И сам высказывается. Я бы вообще их не разделял сильно, в зависимости от функционала и упора на одну функцию или другу один и тот же сервис может стать как блогосферой, так и социальной сетью.

(Reply to this) (Thread)

Соцсетей не существует :)
[info]mantease
2007-12-20 08:23 am UTC (link)
Говорил же Антон что блогов не существует. Получается, Вы совершенно правы ) Сугубо дело вкуса и привычки. Или моды.

(Reply to this) (Parent)


[info]ghost_funny
2007-12-19 04:32 pm UTC (link)
Я за Джамшуда!

(Reply to this)


[info]dimrub
2007-12-19 04:59 pm UTC (link)
На русском языке, по оценке Яндекса, сегодня ведётся 3.068.653 блога.

Мне эта оценка представляется завышенной раз в 10, наверное. Впрочем, в таких масштабах лишний нолик уже не особо кого-то волнует (кроме, разве что, тех, кому блогосферу продают в качестве рекламной площадки).

(Reply to this) (Thread)


[info]dolboeb
2007-12-20 10:32 am UTC (link)
Мне эта оценка представляется завышенной раз в 10, наверное

Почему не в 100?

Методика учёта блогов Яндексом понятна: там речь идёт о количестве индексируемых RSS-потоков с ненулевым контентом. Понятны два фактора, в силу которых цифра Яндекса занижена: блоги, еще не попавшие в базу индексации, и те, в которых индексация просто запрещена (например, любые RSS-фиды в ЖЖ, или журналы, где поднят флажок про robots.txt)

А вот механизм умножения цифры на 10 интересно было бы понять.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]dimrub, 2007-12-20 10:55 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]apazhe_at_lj, 2007-12-24 02:52 am UTC (Expand)

[info]_sergey
2007-12-19 11:03 pm UTC (link)
Антон, извините пожалуйста что Офтоп... Вы не знаете, почему я не могу писать комменты более 194 символов (с работы все хорошо вроде как?)

(Reply to this) (Thread)


[info]dolboeb
2007-12-20 10:28 am UTC (link)
Попробуйте другим браузером.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]_sergey, 2007-12-20 12:46 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]_sergey, 2007-12-20 12:48 pm UTC (Expand)
не надо жжужеваться
[info]alex_titanic
2007-12-20 10:44 am UTC (link)
Время, которое человек может проводить в нете ограничено. ПОка можно говорить об экстенсивном росте всех форм интернет-коммуникации. Однако скоро ситуация изменится и этот аргумент потеряет силу.
можно закрывать глаза на возможную конкуренцию между жанрами общения. Ну и пусть конкурируют, в этом и механизм развития. Поэтому постановка вопроса об отсутствии конкуренции не верна и вредна.

(Reply to this)


[info]mantease
2007-12-20 11:40 am UTC (link)
"У сайтов и сервисов (и у блогов, и у соцсетей) — один, общий конкурент. Это время, проводимое пользователем вне Интернета. Скажем, если человек час в день находится в онлайне, то задача любого интересного сайта — не оттяпать побольше кусок от этого одного часа, а заставить пользователя вместо часа проводить в Интернете два, три, четыре в те же сутки"

Считаю достижимой задачу - не менее 10 часов в сутки среднему юзеру :) Но дальше это время будет не резиновое и за него может быть таки конкуренция. Как и за деньги потребителей, если аналогию время-деньги брать. Допустим, производители стиральных машин конкурируют с производителями холодильников за деньги потребителя.

(Reply to this)


[info]artimind
2007-12-21 03:42 pm UTC (link)
Что считает Яндекс знает только Яндекс. Может быть он более менее считает ЖЖ. Но уже на li.ru начинаются косяки, а на stand alone и других площадках уже просто полный абзац.

(Reply to this)


Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…