Anton Nossik (dolboeb) wrote,
Anton Nossik
dolboeb

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Медицинская реклама: доброе утро, страна

Тут бурная полемика про рекламу биодобавок развернулась ([1], [2], [3]).
Буквально через две фразы по существу все активные участники этих споров начинают то отстаивать либертарианские принципы, то хаять их. На самом же деле, понятно, что никому нет дела до существа вопроса. Одним хочется лишний раз наехать на радиостанцию Эхо Москвы, другим — отстоять бастион свободы слова от наездов; третьим как раз представился изумительный случай проявить гибкость, заявив: я, конечно, за свободу слова, но с разумными ограничениями.

На самом деле, беда в том, что примерно 80% участников бурного обсуждения никогда не слышали медицинских передач на радио Эхо Москвы, и не очень задумывались над применимым законодательством. Поэтому им легко спорить в абстрактной плоскости об отвлечённых материях, не отвлекаясь на существо дела.

Медицинские эфиры данной конкретной радиостанции, где на протяжении многих лет каждое утро в прайм-тайм под видом "интервью специалиста" нахваливают те или иные препараты, методики, учреждения — это всю дорогу было и остаётся по ту сторону и законодательства, и приличия, и медицинской этики, и журналистской этики. Дело вовсе не в российских законах: они в этом смысле мало отличаются от зарубежных. Это всегда было грубейшим нарушением любых правил, писанных и неписанных, не только медицинских, но и журналистских.

Другой вопрос, что на это "ноу хау" Эха Москвы много лет закрывали глаза и те, в чьи обязанности входит надзор за рекламой, и медицинские власти, и слабо у нас представленные общества по защите прав потребителя, и собственно потребители. Это никому не мешало, никого не возмущало, а для станции эти радиоспектакли о здоровье много лет служили источником стабильного дохода: рынок лекарственных препаратов, биодобавок, циркониевых браслетов и платных медуслуг имеет миллиардные обороты, и радийная реклама для него (в особенности — для его лохотронной части) стократ эффективней интернетовской. В Интернете ведь могут и послать, а на радио сценарий "интервью специалиста" весь расписан заранее, и зачастую в роли "специалиста" выступает дежурный сотрудник радиостанции, зачитывающий текст с выражением.

Никакого оправдания этой практике не существует и не может существовать. В любом цивилизованном обществе такая лавочка должна быстро и со скандалом прикрыться — под давлением и властей, и общественности, и самих сотрудников радиостанции, понимающих её недопустимость, и их коллег из журналистского сообщества (которые, замечу, видя, успешность политики Эха, методично её переняли). Просто отрезвление не может случиться само по себе. Кто-то должен первым громко сказать "хватит", а дальше уже начинается цепная реакция. Пересмотреть свою политику в отношении медицинской рекламы радиостанцию теперь заставит не МАП с его штрафами в несколько МРОТ, а публика.

Но ни к либертарианству, ни к свободе слова, ни к качеству общественно-политического вещания на Эхе Москвы вся эта история не имеет ни малейшего отношения. Все эти материи притянуты сюда за уши, в чисто демагогическом запале, и их обсуждение лишь отвлекает от существа дела, которое просто, как три рубля. Никакие практики цивилизованного рынка не прилетят в Россию из космоса. Они тут формируются естественным порядком, с течением времени, или не формируются вовсе. Это касается и белых зарплат, и уплаты налогов, и insider trading, и спама, и рейдерства, и экологии. И, разумеется, регуляций в области рекламы.

Nota Bene: не стоит воспринимать мои слова в том смысле, что "Эхо Москвы" эту джинсу изобрело, или держит на неё какую-то монополию. На всём отечественном медиарынке, от эфира до Интернета, абсолютную пальму первенства по джинсе, заказухе и зомбированию публики держат СМИ государственного холдинга. Там джинсу заносят в три смены: по указке начальства, через рекламный отдел, и по персональным сделкам ведущих с заказчиками. Так что "Эхо" не уникально в том, что оно этим занимается, и, может быть, не хуже других. А уникально "Эхо" всего лишь в том, насколько именно там это говно неуместно и оскорбительно для слушателя.
Tags: медицина, реклама
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 135 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →