Anton Nossik (dolboeb) wrote,
Anton Nossik
dolboeb

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Category:

10 лет блогосфере

Wired вчера утром разродился знаковой статьёй, приуроченной к 10-летию ввода в обращение слова weblog (краткая форма blog введена Мерхольцем на пару лет позже, 14.09.1999).
Было б грустно, если б ни одно из наших индустриальных изданий не сочло её достойной перевода на русский.

Статья, конечно, не лишена юбилейного возвышенного пафоса, но по большому счёту основные её положения оспорить трудно.
Действительно, блоги довели до логического предела интернетовскую версию обещания «Nous ne sommes rien, soyons tout». В предшествовавшую блогосфере эпоху Web 1.0 отменились те барьеры между говорящим и слушателем, которые связаны были с высокой ценой доставки информации (типографские, эфирные расходы), но оставались сложности, связанные с освоением технологий интернет-вещания. Хотя уже в эпоху Web 1.0 миллионы людей охотно преодолели эти препятствия, изучив HTML и PERL, или освоив управляющую консоль веб-хостингов (GeoCities в Америке, Narod.Ru в России), огромный слой гуманитариев и других идейных "чайников" оставался технологическими ограничениями отсечён. Появление платформ автоматической самопубликации, таких, как блогхостинги, фото- и видеохостинги, позволило абсолютно любому человеку стать главредом и издателем собственного СМИ — сперва текстового или графического, а затем и мультимедийного. Соблазн оказался одинаково силён для старшеклассниц из российской глубинки и для воротил отечественного бизнеса, для кабинетных философов и рок-звёзд. В результате случилась та блогосфера, без которой Интернет сегодня немыслим. На русском языке, по оценке Яндекса, сегодня ведётся 3.068.653 блога. Из них, по оценке того же Яндекса, 986 имеют аудиторию 1000+ читателей, то есть подпадают под определение медийности из российского закона о СМИ.

Модный миф среди отечественных журналистов и инвесторов - конкуренция между блогосферой и социальными сетями.
Формально, она существует и может быть проиллюстрирована статистикой: время, проводимое сегодня многими людьми на Одноклассниках, те же люди раньше тратили на ЖЖ (в этом легко убедиться, пройдясь по любому крупному офису и оглядев экраны). Однако же если принимать в учёт суть явлений, то конкуренции тут не больше, чем между радио и телефоном. Действительно, оба устройства позволяют человеку слушать другого. И они так же взаимоисключающи: человек, разговаривающий по телефону, не станет в этот момент включать радио, и наоборот. Тем не менее, никому не приходит в голову утверждать, что телефония убъёт радио, или наоборот. Потому что две этих технологии доставки информации обслуживают разные человеческие потребности.

Телефонный разговор конкурирует не с радио, а с молчанием. Радио конкурирует не с телефонным разговором, а с тишиной в помещении.

У сайтов и сервисов (и у блогов, и у соцсетей) — один, общий конкурент. Это время, проводимое пользователем вне Интернета. Скажем, если человек час в день находится в онлайне, то задача любого интересного сайта — не оттяпать побольше кусок от этого одного часа, а заставить пользователя вместо часа проводить в Интернете два, три, четыре в те же сутки. Естественным союзником сайтов в решении этой задачи являются операторы широкополосного доступа. В ближайшие годы они дотянут высокоскоростной Интернет туда, где пользователи сильнее всего скучают - в транспорт, в очереди, на курорты. Любой человек, находящий себе сегодня занятий в Интернете на час, в ближайшие годы получит возможность проводить там 4 часа как минимум. И задача помочь ему с нахождением этих занятий — более осмысленная и стратегическая, чем война за распил того одного часа, который пользователь тратит в Сети сегодня.
Tags: блоги, блогосфера
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 100 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →