Как известно, Манана Альбертовна привлекалась по ст. 188 УК РФ (Контрабанда) за то, что пыталась ввезти в Россию без декларации €9550 и 5130 рублей. Как она сама объясняет, просто не сообразила, что сумма всей наличности, которая у неё была при себе, превышает разрешённые к ввозу в РФ без декларации 10.000 долларов. Можно сколько угодно сомневаться в юридической силе этого объяснения, однако две вещи очевидны. Во-первых, никакой такой уголовщины в действиях Асламазян не содержалось, как минимум речь не шла ни о каком преступном умысле. Во-вторых, вся та свистопляска, которая была устроена вокруг этой истории силовиками, включая и объявление "опасной преступницы" в федеральный розыск, имела однозначную политическую подоплёку, по формуле "был бы человек, а дело найдётся", и была связана с деятельностью руководимого Мананой образовательного фонда, ныне уже ликвидированного, ради чего и стряпалось, в частности, это уголовное дело.
Конституционный суд отменил уголовное преследование в отношении Асламазян, а заодно и статью 188 УК в нынешней редакции. Суд указал, что сам по себе ввоз валюты по закону преступлением не является, а вопрос о превышении допустимого количества вполне может решаться в рамках законодательства об административных правонарушениях (если речь не идёт об особо крупных размерах, что явно не относится к данному случаю). Следственный комитет при МВД уже заявил, что федеральный розыск в отношении Асламазян будет прекращён, а материалы уголовного дела вернут на таможню для переквалификации по КоАП.
Отмена первой части ст. 188 — сама по себе хорошая новость. При желании можно также рассматривать решение КС как признак более глубоких перемен в смысле пресловутого "правового нигилизма", о борьбе с которым с подачи нового президента сегодня не рассуждает только ленивый. Примечательно в этом смысле вчерашнее заявление генпрокурора Чайки на расширенной коллегии Генпрокуратуры: В результате откровенного брака в работе предварительного следствия число лиц, имеющих право на реабилитацию после уголовного преследования, продолжает исчисляться тысячами... людям фактически незаконно предъявляют обвинение и заключают их под стражу. Цифры, озвученные генпрокурором, впечатляют: 5000 реабилитаций за один только прошлый год, из них лишь в 500 случаях невинно обвинённые добились какой-либо компенсации, а из фабриковавших дела против них не наказан никто.
Проблема, однако же в том, что силовики, возбуждающие в РФ ежегодно тысячи дел по ложному обвинению — будь то за деньги, по звонку из вышестоящих органов, или по иным неправовым мотивам — от одних заявлений Медведева или Чайки никуда из правоохранительных органов не денутся. И уровень их правосознания тоже вряд ли в одночасье изменится. Они просто не умеют работать иначе, не привыкли руководствоваться нормами Закона. Это, увы, касается не только исполнительной власти, но и судей (которые в основном тоже выходцы из той же системы позвоночного права, и тоже деньги любят). Куда девать всю эту публику, и кем её заменить, вопрос открытый. А Савва Терентьев, предложивший решение хотя бы для первой части вопроса, по-прежнему находится под судом.