Я, прочитав этот мемуар, вспомнил не менее трогательное происшествие 15-летней давности — случай из израильской газетной практики. Мой друг Аркан Карив, изучая историю Шестидневной войны, с удивлением обнаружил, что знаменитая, вошедшая во все учебники истории, фотография триумфального входа трёх израильских генералов в только что занятый Старый Город — продукт жёсткой политической цензуры в худших традициях сталинской ретушировки "врагов народа" на групповых фотографиях верхушки ВКП(Б). На оригинальном снимке, который Аркан раскопал в государственных архивах, генералов оказалось не трое, а четверо. Помимо Узи Наркиса, Моше Даяна и Ицхака Рабина на оригинальном снимке был запечатлён четвёртый генерал, Рехавам Зеэви по кличке Ганди. Пути командиров разошлись вскоре после увольнения в запас. Наркис, Даян и Рабин пополнили парламентскую фракцию правящей на тот момент социалистической партии Труда, а вот Ганди подался в ультраправый лагерь, учредив движение «Моледет» («Родина»), и став самым ненавистным персонажем в глазах левых и арабских политиков. 17 октября 2001 года палестинцы его за это убили. Но задолго до физической расправы их партнёры по "мирному процессу" из числа израильских левых занялись вымарыванием памяти о нём из документов о Шестидневной войне. Так историческая фотография сменила ориентацию с landscape на portrait, и из четырёх генералов на снимке остались трое "правильных".
Аркан провёл целое журналистское расследование по обстоятельствам "обрезания" знаменитого снимка, и отдал полосную статью о своей находке в русскоязычную газету «Вести», в которой тогда работал. К сожалению, девушка-бильдредактор, изучавшая историю Шестидневной войны по израильским школьным учебникам, недрогнувшей рукой вырезала из присланной Арканом фотографии того же самого Ганди, которого в учебнике не было. Не по политическим соображениям, а просто обрезала при вёрстке то, что не влезало в макет полосы. Так и вышла статья о Ганди, с той самой ретушью, против которой была направлена.
Update: В связи с дискуссией пришлось выложить крупный план, показывающий, где именно размещался в кадре Ганди. Глядя на крупный план, вспомнил, что с тремя из четырёх героев снимка, мне довелось общаться лично. Теперь они все мертвы. Причём двое из троих убиты. Даже удивительно, сколько отставных израильских командиров высшего эшелона умерло в старости не своей смертью: Мота Гур застрелился, Рафуля в Ашдоде смыло волной... Даже тут не существует, Постум, правил.