Посетили с супругой Масаду, к которой спустя пару лет после моего отъезда из Израиля пристроился довольно вместительный фуникулёр для особо ленивых гостей. История обороны этой крепости, невзирая на все усилия исследователей и археологов, по-прежнему содержит много неясностей. Самым подробным свидетельством остаются 8-9 главы из седьмой книги сочинения Иосифа Флавия «Иудейская война», а этот автор, по общему мнению последующих историков, любил присочинить, да и мало похож на беспристрастного наблюдателя описываемых событий, в силу особенностей богатой своей биографии.
Тем не менее, проза Иосифа превосходна, а история — поучительна. Нравственная победа покончивших с собой сикариев не имела в долгосрочной перспективе ни последствий, ни последователей. Рим выиграл эту войну задолго до падения Масады. Выиграл по причинам, которые каждый волен трактовать по собственному усмотрению. Один сочтёт, что тут победила грубая военная сила, другой — что исполнилась Божья воля, третий — что путь, избранный повстанцами, был самоубийством изначально... Моё собственное ощущение — что времена, когда это всё происходило, и люди, жившие в ту эпоху, слишком от нас далеки, чтобы нам постичь их логику и ценности, или дать осмысленную оценку их мотивам. "Нам" — я имею в виду небольшую часть человечества, отравленную идеями абстрактного гуманизма. Понятно, что многие люди, живущие сегодня на Земле, так же готовы убивать себя и окружающих во имя идеологической или религиозной догмы, как римляне и зелоты I столетия новой эры. К счастью, нам с ними детей не крестить. По крайней мере, пока что у меня остаются основания на это надеяться.