Anton Nossik (dolboeb) wrote,
Anton Nossik
dolboeb

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Краткая история инвайтов

Сегодня мы возвращаемся к истокам, — написал прошлой ночью в своём блоге Павел Дуров, создатель ВКонтакте.
Истоки этой соцсети, как известно, лежат в успешном клонировании американской разработки под названием Facebook, без ссылок на оригинал.
Но Дуров имел в виду совершенно другие истоки.
Речь в его посте идёт о закрытии свободной регистрации новых участников в соцсети, где на сегодняшний день насчитывается свыше 111 миллионов аккаунтов, и суточная аудитория составляет 23 миллиона пользователей.

Отныне и далее попасть в сеть ВКонтакте можно будет только по приглашению.
Где такое приглашение можно будет взять, создатель ВКонтакте не сообщил, пообещав какое-нибудь решение проблемы в будущем.
Зато посоветовал всем нынешним пользователям привязать свои аккаунты к телефонным номерам, потому что при утере доступа создать новую регистрацию будет теперь непросто.

Под сообщением в блоге Дурова написано: Понравилось 101582 людям.
Я не удержался, и первый раз в жизни нажал на русский клон фейсбучной кнопки Like.

Инвайты — самое лучшее, что может случиться с социальной сетью или любым другим интернетовским сервисом.
В реальности они совершенно не ограничивают приток новых пользователей, но делают процесс управляемым и подконтрольным создателю аттракциона.
Инвайты реально помогают бороться со спамом, ограничивают активность виртуалов и фейков, дают создателям системы уникальные возможности мониторинга социальных связей и динамики взаимодействия между старыми и новыми пользователями.
Они хорошо работают даже там, где их использование необязательно.

К сожалению, всё это понимают лишь те люди, которые создают интернет-проекты. А в динамике интернет-рынка не меньшую роль играют инвесторы, финансисты, управленцы, консультанты, которые в предметной области мало смыслят, зато цепляются к нерелевантным показателям, которые легко доступны их пониманию. В этой прослойке интернет-деятелей царит широкий консенсус насчёт того, что инвайты — зло, потому что они снижают арифметическое число новых регистраций в секунду. Поэтому на создателей любой системы, которая использует пригласительные коды, всегда оказывается та или иная форма давления, чтобы отменить инвайты, и повысить таким способом цифры по валу регистрирующихся спам-ботов. И тут нужно отдать должное оригинальности дуровского эксперимента. Впервые в истории Интернета эта милая сердцу инвесторов цифра в одночасье опущена до нуля.

Брэд Фитцпатрик ввёл инвайты в ЖЖ волевым решением от 2 сентября 2001 года.
Это было связано с ограниченностью серверных мощностей, за которые 21-летний студент платил из собственного кармана — ну, и с понятным желанием повысить долю платных регистраций среди пользователей сервиса.
Всё лучшее, что случилось с Живым журналом за последующую пару лет, было связано именно с наличием здесь фейс-контроля для пишущей братии, с рекомендательным механизмом приглашения в ЖЖ новых пользователей.
Отмена инвайтов в декабре 2003 года была связана с тем, что Брэд начал задумываться о предпродажной подготовке проекта — а продавать предстояло тем самым людям, которым при оценке интернет-активов интересней общее число "мёртвых душ", чем размер активного ядра. Они, собственно говоря, и купили у него ЖЖ через год после отмены инвайтов.

А вот Лирушечка, которая на момент своего создания в 2003 году рекламировалась как платформа, открытая для всех, наглядно продемонстрировала, в какую помойку можно превратить блогхостинг, если отсутствие вступительных экзаменов объявить его главным достоинством.

Система инвайтов в ЖЖ была, в отличие от дуровской, хорошо продумана с первого дня её введения. Во-первых, инвайт-коды для приглашения друзей и знакомых получил каждый существующий пользователь, причём запас этих кодов периодически пополнялся. Во-вторых, любой желающий мог обойти ограничение, просто купив платный аккаунт. Цена входа составляла 2 доллара в месяц. Таким образом, вся "сложность" попадания в ЖЖ между сентябрём 2001 и декабрём 2003 была совершеннейшим мифом. Любой человек с IQ выше комнатной температуры мог обойти это ограничение самыми простыми способами. Например, попросить инвайт у своего знакомого в ЖЖ. При отсутствии знакомого — попросить просто у любого существующего пользователя, особенно из обладателей платных и постоянных аккаунтов. Ну, или 2 доллара заплатить. Ни один из этих способов не относится к области ядерной физики. Но нашлись сотни тысяч людей, от которых все три пути попадания в ЖЖ требовали неподъёмного мыслительного усилия. Они и составили костяк Лирушечки, со всеми вытекающими отсюда последствиями и для неё, и для ЖЖ.

Самым массовым сервисом, с первого дня набиравшим всех своих пользователей за счёт пригласительных кодов, является, повидимому, Gmail. Система инвайтов просуществовала там с 1 апреля 2004 до 8 февраля 2007. За это время пользователи гуглопочты успели наприглашать в неё десятки миллионов человек. В разное время инвайты на Gmail торговались на eBay в ценовом диапазоне от 2 до 150 долларов за штуку (в зависимости от установленной Гуглом квоты на душу пользователя). Действовало множество сайтов, где одни люди отдавали ненужные им инвайты, а другие — получали. У одного такого сайта посещаемость доходила до 100.000 посетителей и миллиона загрузок страниц в сутки. Этот сайт был закрыт создателем по настоянию компании Google, считавшей, что сервис открывает лазейку для спаммеров.

При этом сам Гугл систематически открывал разные лазейки, позволяющие избранным категориям пользователей регистрироваться без инвайта. Например, инвайт можно было получить в подарок, просто набрав в поиске слово gmail. И для желающих использовать мобильную версию Gmail регистрация изначально была свободной. Обе лазейки были несекретны. Но, как и в случае с ЖЖ, для значительной части пользователей они были сопряжены с неподъёмной умственной нагрузкой.

В социальной сети «Одноклассники» свободная регистрация новых аккаунтов была отменена тогдашним президентом компании Никитой Шерманом в октябре 2008 года. Официальной причиной называлась борьба со спамом, однако единственным способом "пригласиться" стал платёж одного доллара по СМС. Это был первый случай в истории РУНЕТа, когда бы массовый сервис перешёл на полностью платную регистрацию. Система просуществовала почти два года. В 2009 году «Одноклассники» заработали на инвайтах 5,6 млн долларов, или 12,6% своих доходов. В первом полугодии 2010, уже после ухода Никиты Шермана из компании, выручка от продажи инвайтов составила 3,5 млн долларов. Но в августе 2010 года «Одноклассники» объявили, что со спамом они уже справляются, и вернулись к открытой регистрации.

Возможно, и новое дуровское возвращение к истокам со временем закончится тем же.
Tags: google, вконтакте, социальные сети
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 322 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →