Anton Nossik (dolboeb) wrote,
Anton Nossik
dolboeb

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Константин, ты прав: от ОРТ к Ъ-ТВ

КоммерсантЪ публикует полный текст выступления Эрнста на MIPCOM (почему-то в обратном переводе с английского). Отрывок:

Классическое телевидение убьет не интернет, а люди, сформированные интернетом. И разделительная черта проходит где-то до и после 1980 года. Психика людей, родившихся после 1980-го, сильно отличается от психики людей, родившихся до. Язык, который они воспринимают и который является для них адекватным, принципиально иной. Как и их представления о развлечении, информации, бюджете свободного времени. Им, еще детям, была предложена другая модель акцептирования общественной реальности. Не электронный ящик, стоящий в углу комнаты, а компьютер, стоящий на их столе,— их окно в мир. Люди, родившиеся после 1980 года, не готовы проводить весь вечер у телевизора. Не готовы подчеркивать фломастером в телегиде интересные для них программы. Многие из них не в состоянии просмотреть часовую программу до конца. Люди, сформированные информационным потоком интернета, интересуются хай-лайтом больше, чем самим событием. Их сознание готово ознакомиться с сутью предложенного продукта, и зачастую рекламный трейлер полностью удовлетворяет их интерес к просмотру. Синдром рассеянного внимания — диагноз этого поколения. Это не плохо, это факт. Ты можешь одновременно держать несколько источников информации, но в результате не можешь следить ни за одним из них по-настоящему внимательно. Возможно, в ближайшее время большим телевизионным брендам придется создавать две версии — для цифрового поколения и для аналогового.

Практически под каждым словом в этом выступлении я готов подписаться. Более того, сам я уже больше 10 лет то же самое объясняю, когда меня спрашивают, скоро ли Интернет убьёт то да сё, так что некоторые из моих объяснений по этому поводу находятся тоже on the record.

Интернет отвечает вызовам постиндустриального, информационного общества, когда, по остроумному замечанию Эрнста, информация обрушивается на потребителя даже из утюга. Я б только уточнил, что она не сама обрушивается, и не по злой воле вещателя, пытающегося на этом процессе заработать. Людям, живущим в информационную эпоху надо очень много знать про мир, чтобы нормально в нём существовать и ориентироваться. Знать и про Фукусиму, и про греческие долги, и про нейроэндокринную опухоль поджелудочной железы. Знание, чем отличается HTML5 от Flash, которое всего каких-нибудь 3 года назад было уделом узенькой прослойки веб-девелоперов, сегодня актуально для десятков миллионов людей, у которых в кармане или сумке — дорогостоящее устройство, не поддерживающее Flash на их любимых сайтах. Могу продолжать список до послезавтра.

То, что раньше называлось синдромом рассеянного внимания (и отмечалось у подавляющего большинства успешных предпринимателей постиндустриальной эры), на поверку оказывается востребованным свойством психики, облегчающим адаптацию человека к информационному «меню» XXI века. В сущности, ничего нового в этом синдроме нет: вспомним Гая Юлия Цезаря и его легендарную способность делать три дела одновременно. Просто сегодня таким Цезарем вынужден становиться каждый успешный менеджер, предприниматель, наёмный профессионал и даже банальный потребитель чужой продукции.

Нам надо быть в курсе, мы делаем деньги, — пел гениальный П.Н. Мамонов на заре перестройки. Вот на этот самый вызов «быть в курсе» телевидение эрнстовского формата ответить не в состоянии. Оно может развлекать, может пугать, но оно совершенно не заточено информировать. Сегодняшнее телевидение имени Эрнста основано на непонимании зрителем двух главных мантр тысячелетия: знание — сила и время — деньги.

Можно ли перезаточить телевидение с функции наркотической — отвлечение зрителя от мировых событий — на функцию информирования, полезную в XXI веке? Одним из возможных ответов на этот вопрос призвано стать КоммерсантЪ-ТВ, запуск которого анонсирован 10 дней назад. Это как раз такое телевидение, заточенное под ADHD-зрителя, дающее ему максимум информации в минимум времени за счёт использования достоинств визуального формата (инфографики), а также за счёт сведения к минимуму главного, с точки зрения современного человека, недостатка телеэфиров: булимической хронофагии, которая так разительно отличает программу «Время» от обложки Яндекс.Новостей.
Tags: Интернет, пресса, тв
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 141 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →