
Роман выходил в феврале и марте в журнале «Октябрь», в конце мая попал в шорт-лист «Большой книги», а в октябре получил премию «Ясная поляна».
Как большинство читанных мною русских романов последнего десятилетия, книга Дмитриева рассказывает об ужасах современной нашей жизни, московской и деревенской, но как-то ухитряется обойтись без надрыва, пафоса и даже без малейшей попытки задаться извечными вопросами: кто виноват, и что делать. Фоном повествователю служит всё, чего можно ждать от бытописания российской жизни — нищета, пьянство, криминал, коррупция, вымирание деревни, вымирание интеллигенции, подростковая наркомания, две закадровых войны, афганская и грузинская — но среди действующих лиц нет ни вселенского Зла, ни даже отдельных злодеев. Всё устроено так, как устроено, и никто в этом не виноват. Ни Бог, ни царь и ни герой, как пелось в одном допотопном шлягере. Сама постановка проклятых вопросов в мире дмитриевского романа выглядит абсолютно неуместной. Все герои сплошь — прекрасные добрые люди, душевные, чувствующие, и они просто живут свою жизнь, в которой страдание так же естественно, как дыхание. Они даже умеют быть в ней счастливы — хоть объяснить природу, смысл и происхождение этого счастья ни читателю, ни автору не под силу. Но всё совершенно по-честному, без чернухи, соплей или фофудьи. Всё как в жизни, и всё про жизнь.
Очень добрая книга. Не пожалейте вечера.