Anton Nossik (dolboeb) wrote,
Anton Nossik
dolboeb

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Category:

Дураки на дорогах: диагноз эксперта

На сайте «Эха Москвы» Михаил Блинкин закончил на днях публикацию своего развёрнутого ответа на вопрос о причинах дорожной смертности, заданный в этом ЖЖ.

Директору Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ потребовалось три заметки (начало, продолжение, окончание), чтобы сформулировать существующие мировые тенденции в этом вопросе и объяснять российскую специфику.

Настоятельно советую всем, кому тема интересна, прочитать этот текст Блинкина целиком, потому что не каждый день важные и сложные вещи объясняются простым и понятным для неспециалиста языком.

А я вкратце и под катом просуммирую основной вывод профессора о главном отличии российской дорожной ситуации от мировой. Как ни странно, оно никак не связано с состоянием самих дорог. Первая наша беда и в этом вопросе оказалась главнее второй.

Блинкин отмечает два основных принципа, лежащих в основе обеспечения транспортной безопасности в цивилизованном мире, но полностью отвергаемых современным российским обществом и государством.

Первый принцип — равенство всех участников дорожного движения перед требованиями ПДД, начиная с сигналов светофора. В России демонстративное неприятие этого принципа первыми лицами государства — лишь верхушка айсберга. На самом деле, беда вовсе не в том, что правила дорожного движения не писаны лично Путину, лично Медведеву или лично Полтавченко. И даже не в том, что они не писаны депутатам Госдумы, сотрудникам аппарата Администрации или правительства, губернаторам, руководителям силовых ведомств и прочим «гражданам категории А». Всё это — лишь симптомы общей болезни, состоящей в том, что у нас в масштабах всего общества нарушение ПДД является критерием крутости, собственной значимости, высокого статуса и жизненного успеха для представителей самых разных прослоек, отраслей и профессий (а также для родственников тех самых представителей). Напомню в этой связи, что нередкий в моём ЖЖ тег «Купи мерс и убейся» появился здесь 6 лет назад безо всякой связи с властями и региональными элитами. Речь шла о катастрофе, стоившей жизни 19-летнему «фабриканту» Ратмиру Шишкову и четырём его друзьям-ровесникам, которые в пять часов утра неслись по Садовому кольцу на «Мерседесе» 350-й модели. Тормозить на красный свет юным хозяевам жизни казалось недостойным их высокого статуса, и они со всей дури врезались в «Туарег», аккуратно выруливавший на зелёный свет с Орликова переулка. Джип отбросило и развернуло, его водитель и пассажиры получили ушибы. А «Мерседес» отлетел и вспыхнул, все пятеро сидевших в нём мажоров сгорели заживо. В ходе последующего обсуждения этой трагедии в блогах и форумах выяснилось, что тысячи хомячков-телезрителей, оплакивающих утрату, считают гибель своих кумиров героической. Понятно, что все эти хомячки на момент обсуждения имели мало отношения к каким-либо российским элитам, политическим или финансовым. Но если кому-то из них удастся добиться власти и денег, то вскоре мы увидим счастливчиков летящими по встречке на красный свет, по примеру их кумиров...

Второй принцип, о котором говорит Блинкин — правило трёх D. Согласно которому главную опасность для всех участников движения представляют водители, практикующие Dangerous, Drunk and Drugged Driving. Как видим, на первом месте здесь — не алкоголь и даже не наркотики за рулём, а совершенно определённая манера езды (dangerous driving), создающая угрозу для безопасности на дороге. Опасное вождение в цивилизованных странах является серьёзным правонарушением само по себе, независимо ни от факторов, с которыми оно связано, ни от последствий, к которым оно привело.

«Dangerous driving» – это очень суровая статья, применяемая в тех же просвещенных странах безо всякой оглядки на ходатайства «знакомых и родственников кролика», наличие/отсутствие у него водительской лицензии, или же на уровень алкоголя в его благородной крови. В самом деле, так ли важно для общества учитывать, был ли преступник, паливший с балкона из АКМ по случайным прохожим, безукоризненным трезвенником или алкашом!, — пишет Блинкин.

В России, отмечает эксперт, отсутствует сама по себе юридическая категория опасного вождения. Соответственно, не ведётся и борьба с этой категорией общественно опасного поведения на дороге.

Впрочем, заканчивается текст Блинкина на оптимистической ноте. Эксперт убеждён, что со временем российскому обществу неизбежно придётся перенимать лучшие зарубежные практики борьбы со смертностью в ДТП.

Осталось лишь надеяться, что в этом он окажется прав.

Tags: дтп, купи мерс и убейся, статистика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 135 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Deleted comment

это почему?

Deleted comment

hana_bana

8 years ago

ctpejiok22

8 years ago

gde_kefir

8 years ago

lorgus

8 years ago

К счастью роботизированное управление машинами станет активной частью повседневной жизни в ближайшие 10 лет. А в 20 станет подавляющим или обязательным. Это - то, что категорически снизит смертность.
На следующий же день появятся джеилбрейкинг, рутование, моддинг, чипование (и т.д. ) этих самых роботизированных систем.

Re: H

mash

8 years ago

Re: H

Dmitriy Polekhov

8 years ago

Re: H

dmitriykrilov

8 years ago

Re: H

mash

8 years ago

gapel

8 years ago

mash

8 years ago

Deleted comment

mash

8 years ago

gapel

8 years ago

mash

8 years ago

gapel

8 years ago

mash

8 years ago

Первый пункт — основа основ.

А про опасное вождение, вернее его определение, непростой совсем вопрос.

Deleted comment

lepshov

8 years ago

Спасибо КЭП, а кто-то думает иначе, или видит другие причины?

Suspended comment

dolnik

8 years ago

contradictor

8 years ago

dolnik

8 years ago

contradictor

8 years ago

dolnik

8 years ago

>со временем... придётся перенимать лучшие зарубежные практики
Только когда сотрудники ДПС перестанут брать взятки, а граждане РФ перестанут их предлагать. А также когда "блатные" перестанут быть "более равными" участниками движения, чем остальные водители. Как раз недавно случай был, когда ДПС-ник отпустил то-ли чиновника какого, то-ли очередную "звезду".
Резника - главу Общественного совета при МВД. Чувак не выдержал "травли" и ушёл в отставку:) Резник, в смысле:) Гайца вроде так уволили:)

dmitriykrilov

8 years ago

Да и срок реализации оптимистичного плана Блинкова очевиден: как только добьемся отмены любых привилегий на дороге. Корень зла как раз и состоит в отсутствии желания решать проблему у лиц, которые себя от нее оградили.

Deleted comment

ну, до тех пор пока степень dangerous моего driving будут на глазок определять люди, гораздо более dangerous для общества - идут ои нахуй.
ты не с 05 рус, поэтому у тебя дэнджеройс может быть только в гта. и то не всегда
Придётся, придётся. Понимание ценности человеческой жизни (начиная со своей собственной) приходит, спрос на это растёт. Люди начинают пристёгиваться добровольно и пропускать пешеходов. В принципе, процесс виден и прогресс за последнее даже десятилетие заметен невооружённым взглядом.

Но дорога будет длинной. Когда я ловлю машину и водила мне вальяжно так говорит "да не надо пристёгиваться, чё ты", хочется разбить его тупую голову о руль. Всё равно она ему нужна только чтобы есть.
Элементарная полная и хорошо различимая разметка очень серьезно повышает безопасность на дороге.

в сильный дождь и снег от нее толку нет

maxlethal

8 years ago

И где почитать про опасное вождение? А то под этот термин можно любой маневр притянуть, начиная от - резко тронулся со стоянки
более двух перестроений из ряда в ряд подряд, вроде за это недавно знакомый схлопотал не хилый штраф в Испании - несколько сот евро.

ancora_vivo

8 years ago

Всё правильно. Половина аварий происходит именно из-за идиотской манеры езды.

Deleted comment

Это не у него, это на Эхе ошибка.
Как человек, проработавший почти 8 лет с непосредственными жертвами ДТП лично, я могу Вам рассказать про фактор дурака в российской структуре ДТП.
И он снижается. Это не видно по информационному эфиру, но видно достаточно заметно если работать непосредственно с жертвами и пострадавшими в ДТП.
Их структура определенно меняется. Несмотря на то, что в связи с ростом количества хороших в плане безопасности авто (это кстати очень многое значит), меняются и сами дураки. Их меньше не становится, но тенденция видна.
И Вы Антон, и многоуважаемый мною профессор Блинкин видите ситуацию пока лишь со стороны и пройдет немало лет, пока те изменения которые сейчас видны лишь очень узкому кругу людей, контактирующих на самом конечном этапе с пострадавшими от ДТП, найдут отражение в информационном поле в виде изменений в общественном мнении.
Идея "крутости" в виде нарушения правил ПДД - это удел весьма конкретной группы людей. Тип и основные особенности этой группы можно легко описать и ее вычленить. Она к сожалению достаточно многочисленна в нашей стране, но ее размер напрямую связан и вообще со многими нюансами российского менталитета и особенностей проживания гомопостсоветикус. Однако из моего личного опыта, могу сказать, что эта группа, несмотря на ее весьма внушительные размеры, так же легко и поддается контролю, описанию, влиянию и в конечном итоге, ее влияние на остальное общество также может быть нивелировано.
Она никуда не денется, но ее размер а также влияние - будет куда менее значимым, более того уже сейчас наступает точка разворота позиции большинства по этому поводу. Если Вы немного посерфите профильный или региональные городские форумы, то увидите все признаки этого разворота.
В общем, суммирую все мною написанное могу сказать, что те Дураки о которых пишет профессор Блинкин и Вы - это не врожденная черта ВСЕХ рожденных на территории РФ. Это весьма конкретная группа людей, достаточно многочисленная В НАСТОЯЩИЙ момент, но это все таки не большинство и это коренное отличие, которое нужно учитывать и с которым нужно работать.
речь ведь может идти не совсем о крутости

а о вечном русском "авось проскочу". а это не всегда работает)

itruncus

8 years ago

dolboeb

8 years ago

itruncus

8 years ago

glaxo1

8 years ago

Deleted comment

Объезд пробки по обочине - ещё как представляет. На обочине может оказаться пешеход. Обочина может оказаться скользкой, и вы воткнётесь в кого-нибудь слева или в столб/дерево/етс.
Выруливание из второго ряда - представляет, если для крайнего левого ряда разрешено движения прямо.
Не вкурил, что есть правая "петля".

christos

8 years ago

Dmitriy Polekhov

8 years ago

hcube

8 years ago

vovney

8 years ago

на редкость правильно сказано.

только начинать надо с другого - с работы ГИБДД и неотвратимости наказания)
Верно. Для начала ГИБДД надо строго наказывать за организацию ловушек-кормушек для взяток. Отменить план по палкам. Оценивать деятельность по уровню аварийности на участке.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →