Всем удалённым сотрудникам Yahoo!, которых в компании насчитывается несколько сотен, в минувшую пятницу было разослано жизнерадостное письмо, по сути представляющее из себя жёсткий ультиматум. В письме говорится о прекрасных переменах, происходящих в компании, о духе команды, о важности обмена идеями между сотрудниками. А смысл простой: кто не перейдёт с началом лета на офисный график работы, будет тупо уволен.
Стороннему наблюдателю инициатива Мариссы Майер может показаться странной вдвойне. Мало того, что компания Yahoo! принадлежит к числу тех самых стартапов Кремниевой долины, которые с 1990-х годов приучали Америку и мир, что японская традиция сгонять всех сотрудников в одно производственное помещение непродуктивна в век Интернета. Сегодня то, что в Америке именуется telework, уже давно не считается особенностью калифорнийских техно-стартапов: пару лет назад президент Обама подписал федеральный закон, обязывающий даже руководство госучреждений предоставлять сотрудникам возможность надомной работы, если это не противоречит их служебным обязанностям. Закон предусматривает составление списков всех госслужащих, которые могли бы выполнять свою работу на дому, уведомление этих служащих о такой возможности и предоставление им курса профессиональной переподготовки за государственный счёт, чтобы они могли без ущерба для производительности переходить на удалёнку. На этом фоне внезапное решение Мариссы Майер уволить всех, кто не готов трудиться в офисе, не производит впечатление особенно логичного. Тем более, что ни в каких других компаниях Кремниевой долины (включая Google) не слышно о подобных инициативах.
Сэр Ричард Брэнсон, создатель группы компаний Virgin, откликнулся на инициативу своей коллеги из Yahoo! жёстким постом в собственном блоге.
Нам нравится давать людям свободу трудиться там, где они захотят, — пишет Брэнсон. — Мы доверяем своим сотрудникам и довольны знанием, что им хватит мотивации и профессионализма, чтобы выполнять свою работу одинаково хорошо и за офисным столом, и в собственной кухне. Ваш покорный слуга никогда не работал из офиса, и впредь не собирается.
Грустно и неприятно читать о том, что Марисса Майер велит всем удалённым сотрудникам своей компании перебираться в офисы. Это выглядит серьёзным шагом назад в наши дни, когда удалёнка с каждым годам становится всё проще и эффективней.
Понятно, что я на сто процентов солидарен с Брэнсоном, просто он не учитывает одного простого обстоятельства. Решение Мариссы Майер — не следствие какой бы то ни было переоценки ценностей, и не попытка предложить новую философию внутрикорпоративных трудовых отношений. Работай Майер сегодня по-прежнему в Гугле, она бы с такими инициативами выступать даже не подумала. Но Yahoo! — корпорация, которую она пришла спасать из глубочайшего системного кризиса. За последние 10 лет компания не произвела никаких продуктов и сервисов, способных достойно конкурировать на интернет-рынке, утратила лидерство почти по всем направлениям, где её позиции в прошлом веке казались незыблемыми, и потеряла с начала нулевых до 80% своей капитализации. Естественно, что перспективные и амбициозные сотрудники начали разбегаться оттуда ещё раньше отцов-основателей. Кто-то перешёл на работу в конкурирующие фирмы, другие создали собственные стартапы. В лавке остались в основном те, кому стабильная зарплата важней интересной работы в динамично развивающейся фирме. А среди сотен удалённых работников огромную долю составляют банальные мёртвые души — люди, для которых паралич компании стал просто удачным поводом несколько лет получать зарплату, не выполняя никаких производственных обязанностей. Такие сотрудники, которых никто уже несколько лет не видел в офисах, есть практически во всех подразделениях корпорации: и среди инженеров, и в отделе продаж. Майер зовёт их явиться с 1 июня в офисы вовсе не потому, что рассчитывает на их трудовой энтузиазм и ценный вклад в общее дело, а ровно наоборот. Перекличка нужна ей для того, чтобы избавиться от мёртвых душ в компании.
Понятно, что Брэнсону подобные проблемы не близки. Ну так он и не с прошлого лета работает в Virgin.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →