Anton Nossik (dolboeb) wrote,
Anton Nossik
dolboeb

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Categories:

200 долларов за год

В интервью на сайте агентства «Интермедиа» музыкант Владимир Шахрин выносит смертный приговор краудфандингу, сразу от имени ЧайФа и Аквариума:

У нас есть своя студия, мы записываем альбом на своей репетиционной базе, поэтому альбом ничего нам не стоит. Зачем мы будем обманывать поклонников и собирать с них деньги, если они нам на это не нужны?! Однажды я спросил у Бориса Гребенщикова про сборы, когда он на ресурс «Круги» выложил все свои альбомы с пометкой «Заплати, сколько сможешь». БГ ответил: «За год 200 долларов». Вы представляете?! 6 тысяч рублей!

Я не стану спорить по поводу цифры в 200 долларов, потому что сборы БГ заслуживают отдельного разговора, время которого наступит чуть позже. Для начала хотелось бы чётко обозначить принципиальную разницу между краудфандингом и donationware, поскольку это ни разу не синонимы. Может быть, в обществах, где объём благотворительных пожертвований составляет 2% от ВВП, причём 73% этих денег приходится на взносы частных лиц, разница и не так ощутима. Но в российских условиях путать два этих понятия несколько преждевременно.

Donationware — схема, при которой не предполагается вообще никакой причинно-следственной связи между пожертвованием и каким бы то ни было событием, прошлым или будущим. Скажем, заходим мы в Собор Парижской Богоматери, осматриваем его остолбенительную готику, а на выходе замечаем коробки и/или щели для сбора пожертвований. Каков шанс, что мы полезем за кошельком? Наверное, ненулевой. Но и не слишком большой. Ибо ёжику ясно, что и без нашей копеечки 760-летние башни в центре Парижа не развалятся и не останутся без ремонта. Некоторым стимулом для расставания с деньгами могло б тут стать религиозное чувство — но лишь в том случае, если жертвователь сам является католиком или экуменическим христианином. Православный, мусульманин или иудей скорее вспомнит при виде такой коробки о недофинансированных храмах своей собственной конфессии.

Crowdfunding, в классических своих образцах, предлагает жертвователям схему прямо противоположную. Существует некая цель, которой без твоей финансовой помощи и поддержки невозможно достичь. Твой любимый музыкант, автор, режиссёр или программист призывает тебя помочь ему осуществить некий замысел, в результатах которого ты лично заинтересован, как поклонник его творчества. От твоего рубля зависит не круговорот благотворительных пожертвований в природе, а совершенно конкретный результат, которого, в отличие от нотрдамских башен, может не случиться, если ты прямо здесь и прямо сейчас не поможешь усилию. При этом твой рубль на заявленный результат работает дважды. С одной стороны, он сокращает расстояние до цели. С другой — ты подаёшь пример другим потенциальным жертвователям, которым нужен чужой пример, чтобы убедиться, что они тут не первые и не последние лохи, хоть и платят авансом за то, что впоследствии можно будет легко украсть. А на выходе твой профит — троякий. Во-первых, ты получаешь продукт, создание которого изначально казалось тебе удачной идеей. Во-вторых, ты получаешь знание (и моральное право рассказать окружающим — кому что ближе), что этот бесценный результат был бы невозможен без твоего участия. В-третьих, правилом хорошего тона является вознаграждение для участников краудфандингового сбора в виде спонсорских копий, автографов, приглашений на концерты, прав первоочерёдного скачивания и т.п.

Чтобы не быть голословным, приведу простой пример из жизни. 8 декабря 2012 года в Центре Мейерхольда прошла запись видеоверсии спектакля Евгения Гришковца «+1». Постановке к тому моменту исполнилось уже 4 года, что и навело создателя на мысль о необходимости зафиксировать её на DVD в профессиональном качестве. Работы были оценены в 900.000 рублей. Призыв к поклонникам Гришковца поддержать проект словом и рублём был размещён на краудфандинговом портале Планета. В сообщество по финансированию проекта вступили 2549 участников. Из них 819 человек внесли деньги, оплатив 951 лот. В итоге на сегодняшний день там собрано 857.565 рублей. По типу бонусов для жертвователей лоты делились на 9 категорий, от 250 до 7000 рублей за единицу. И все самые дорогие лоты — стоимостью от одной до семи тысяч — были раскуплены больше двух месяцев назад.

Так работает краудфандинг. А есть ещё третий путь, о котором Борис Гребенщиков забыл рассказать Шахрину. Он называется careware и состоит в том, что организатор сбора призывает своих поклонников скинуться на нужды какой-то совершенно третьей стороны (как правило, благотворительной организации, или нескольких). Вспомним, например, прошедший 20 сентября прошлого года всё в том же Центре Мейерхольда квартирник группы «Аквариум». Экономика вопроса была такая: акцию организовывала Лента.Ру, привлекшая спонсора (МастерКард) на покрытие орграсходов. Часть входных билетов спонсорам же и ушла. Какая-то квота досталась организаторам. А основной блок зрительных мест отдали двум благотворительным организациям, в поддержку которых проводился концерт: фондам «Вера» и «Наш солнечный мир». Продавались билеты на квартирник по 5000 рублей за штуку, и все они разошлись задолго до концерта, в первый же день продаж. Итого, двухчасовый концерт «Аквариума» позволил привлечь по формуле careware сумму, стократно превышающую те двести бакс, которые так огорчили Шахрина. Конечно, деньги пошли не в личный карман БГ со товарищи — но это история всё же не про убожество краудфандинга, а про свободный выбор музыкантов, решивших, что хосписам и детям-инвалидам выручка от концерта нужней, чем им самим. Так что если в деньгах оценивать способность БГ и «Аквариума» привлекать пожертвования от поклонников своего творчества, я б тут ориентировался скорей на 600.000 рублей за день, чем на 200 долларов за год.

Это, впрочем, не означает, что у краудфандинга в российских условиях не существует серьёзных проблем, или что квартирник «Аквариума» в Центре Мейерхольда было легко и просто организовать. Лёгкие деньги, конечно растут сами на деревьях, но происходит это лишь на Поле чудес в Стране дураков — и даже там нужно сперва закопать свои золотые в землю, а потом тебя наебут. В реальной жизни для привлечения любых пожертвований (как и для привлечения инвестиций) нужно сперва хорошо подумать, а затем всерьёз потрудиться. Возможно, для некоторых творческих натур оба этих условия создают непреодолимые препятствия.

Тем не менее, для людей, которые всерьёз задумываются о краудфандинге как способе финансирования своих некоммерческих (или не вполне коммерциализируемых) проектов, важней, как мне кажется, знать об успешных практиках тех, кто попробовал, чем о скептических отзывах тех, кому недосуг.
Tags: crowdfunding, благотворительность, гребенщиков, музыка
Subscribe

Posts from This Journal “гребенщиков” Tag

  • Пока не начался Усадьба-Джаз

    Сегодня из-за штормового предупреждения отменилось выступление БГ в парке на Пресне. Вернее, не отменилось, а перенеслось. Концерт «Аквариума»…

  • Людвиг ван Бетховен и Город Золотой

    В титрах фильма Сергея Соловьёва «АССА» слова и музыка песни про «Город золотой» были приписаны Борису Гребенщикову, который исполняет её за кадром.…

  • Symphonia Гребенщикова в Тель-Авиве

    Был бы сегодня четверг, я б непременно смотался на день в Тель-Авив, где Борис Борисович Гребенщиков выступает сегодня в 9 часов вечера в Эйхаль…

  • Николай Гумилёв — свидетель Живого Джа

    Потрясающий совместный проект Кунсткамеры и Медузы — публикация прежде неизвестных африканских дневников и фотографий Николая Степановича Гумилёва,…

  • Новый фильм по Пелевину и РБК про краудфандинг

    На РБК-ТВ в начале декабря вышел очень качественный репортаж про краудфандинг. Попросил коллег его найти в архиве и выложить на YouTube. Собственно,…

  • Музыка в метро

    БГ в переходе станции метро «Тургеневская» Жырный, жырный лайк.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 57 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →