Anton Nossik (dolboeb) wrote,
Anton Nossik
dolboeb

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Мужик с крокодилом

На левой (восточной) колонне венецианской площади Св. Марка, как известно, установлен крылатый лев. И символизирует он, понятное дело, евангелиста Марка, которого Венеция провозгласила своим покровителем после того, как в 828 году заполучила его останки из Александрии. Как их оттуда выкрадывали, как везли на корабле, обложив свиными тушами, чтобы избежать досмотра мусульманскими таможенниками, — отдельная эпопея, читателю, наверняка, известная. Но довезли, и с тех давних пор крылатый лев символизирует Венецию, её кинофестивали, бьеннале и страховщиков.

А рядом на той же самой площади Св. Марка есть другая колонна, западная, и на ней — статуя мужика верхом на крокодиле:
Статуя на западной колонне
Если не читать никакую литературу, а просто смотреть с площади Сан Марко на западную колонну (и на остров Св. Георгия с одноимённым собором прямо позади неё, через пролив), то можно предположить, что перед нами — покровитель Нерезиновой, у которого итальянский скульптор отнял коня и меч, а под ногами у него — змей, получивший форму крокодила то ли из эстетических, то ли из инженерных соображений. И если б герб Москвы заказывали в той же дизайнерской студии, откуда московский Кремль получил зубцы на стены, то, может быть, именно такой топтатель крокодилов украшал бы сегодня бланки и вывески муниципальных учреждений российской столицы.

Но если читать литературу, то выяснится совершенно другая история. Крокодил действительно символизирует змея, а вот мужик на его хребте — никакой не Георгий Победоносец. Это вовсе даже Св. Феодор Тирон († 17 февраля 306), служивший покровителем Венеции до тех самых пор, покуда туда не завезли останки Св. Марка. Оказывается, в апокрифической биографии этого полузабытого ныне уроженца турецкой Амассии встречается точно такая же история с победой над змием, только спасал этот герой не принцессу, а собственную мать:

В апокрифе — «Чудо бывшее святого Феодора Тирона, како выведе матерь от змеа» или «Слово святого мученика Феодора Тирона» рассказывается, как «первый боярин» Феодор Тирон одолел дракона, которому жители города приносили дань, так как, не получив даров, дракон, обитавший в подземелье близ некоего кладезя, «удерживал» воду и жители страдали от жажды. Дракон похитил мать Феодора. Воин проник в змеиное царство, с божественной помощью одолел дракона и его воинство.

Если же разбираться дальше, то можно наткнуться на теорию о том, что Св. Георгий Победоносец вообще ни с какими драконами не встречался, и что был он александрийским ересиархом, которому сторонники посмертно приписали чужие подвиги, а на самом деле он при жизни был известен как коллега Анатолия Сердюкова, проворовавшийся на армейских поставках продовольствия в Константинополь. Такого мнения придерживался не только британский историк Эдвард Гиббон в XVIII веке, но и Папа Гелассий I, запретивший «Деяния Св. Георгия» ещё в 498 году нашей эры как еретическое сочинение.

Мораль — гуляя по Венеции, старайся поменьше задирать голову, а то загрузят житиями по самое не балуйся.
Tags: венеция, история, история вопроса
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments