Anton Nossik (dolboeb) wrote,
Anton Nossik
dolboeb

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Как Промокашка стал министром культуры РФ

Главный герой книги Сергея Сергеевича Минаева «Media Sapiens» в апреле 2001 года был уволен из Фонда эффективной политики за то, что подсовывал кремлёвским клиентам для озвучивания тексты речей Йозефа Пауля Геббельса. После выхода книги я как-то спросил Минаева, какова доля вымысла в этом сюжете. Он ответил в том духе, что ни о каком таком реальном скандале с увольнением спичрайтера не знает, но когда слышит по радио и ТВ выступления некоторых наших политиков, то заимствования из классиков нацизма там заметны невооружённым глазом — цитируют подряд, без ссылок, большими блоками. Кто-то же должен был эти куски им подсовывать, правда? Не сами же наши политики немецкое наследие штудировали при работе над своими речами... И в самом деле: штудировать что бы то ни было — это не про них.

Я вспомнил эту историю, услышав недавнее выступление министра отечественной культуры В.Р. Мединского в Совете Федерации на тему изобразительного искусства:
Пауль Йозеф Геббельс на выставке «Дегенеративное искусство». Справа — куратор выставки Хартмут Пистауэр. Источник: Бундесархив
я тут зашел в Манеж, там еще не кончилась Московская биеннале. Я ходил и думал: почему никто не крикнет: «А король-то голый»? Почему мы должны под современным искусством видеть что-то абстрактно-кубическое, корявое, в виде груды кирпича? Да еще за государственные деньги! Не говоря о том, что это непонятно абсолютному большинству жителей России.
Инсталляция Инь Сючжэнь «Температура» (фрагменты одежды и разрушений) в московском Манеже. Фото Владимира Вяткина, РИА «Новости»
Тут, конечно, первым делом на память приходит Н.С. Хрущёв, которого полвека назад тоже сподвигло на искусствоведческие экскурсы случайное посещение выставки в Манеже. Но всё образование Никиты Сергеевича ограничивалось партийной работой в сельхозтехникуме и промакадемии — поэтому ему лучше давались рассуждения про пидарасов и говно, чем про "абстрактный кубизм". Так что если по сути речь нынешнего министра культуры и близка к хрущёвским оценкам, по форме совпадений тут мало: всё-таки Владимир Ростиславович у нас МГИМО финишд, и там, где у Хрущёва «пидарасы», он скорее сказал бы «пропагандисты нетрадиционных сексуальных отношений». Если б к слову, конечно, пришлось — а не пришлось. Потому, вероятно, что китайский художник Инь Сючжэнь, работа которого вызвала такое негодование у госчиновника — вообще-то женщина.

Но если с Хрущёвым г-н Мединский сходится лишь в общих оценках «дегенеративного искусства» то с главным искусствоведом Третьего Рейха он совпадает не только по художественным вкусам, но и по стилю, и по лексике, и по оргвыводам. Вот как звучало выступление Адольфа Гитлера на открытии «Большой германской выставки» 19 июля 1937 года:

Кубизм, дадаизм, футуризм, импрессионизм и т.п. не имеют ничего общего с немецким народом. Потому, что все эти термины ни стары, ни современны, но они являются лишь искусственным производным людей, которым Господь отказал в таланте истинно художественной одарённости и вместо неё одарил их даром болтовни и обмана... Отныне мы будем вести беспощадную очистительную войну против последних у нас элементов культурного разложения.

Как видим, весь джентльменский набор претензий к современному искусству перекочевал из Германии 1937 года в Россию 2013-го в целости и сохранности. Всего в четырёх фразах отечественного чиновника переданы все основные тезисы длинной и нудной гитлеровской речи:
  1. кубизм, абстракционизм и прочие -измы — уродливы и бездарны («корявы»)
  2. эти художники, на самом деле — обманщики («король-то голый!»)
  3. это искусство не имеет ничего общего с нашим народом (у Мединского вместо "народа" — политкорректные "жители")
  4. власть должна положить конец пропаганде этого абстрактно-кубического якобы искусства и защитить от него "народ"
И тут пришло нам время вернуться к вопросу Минаева: откуда у парня нацистская грусть?! Несмотря на все смысловые и текстуальные совпадения между той, давней речью фюрера и нынешним программным выступлением министра в СовФеде, явно тут дело обошлось и без лукавых спичрайтеров, и без штудирования архивов Völkischer Beobachter за 1937 год. Это, увы, ничей не происк, не мистификация и не подстава. А всего лишь иллюстрация известной в разных языках пословицы, которая по-английски звучит как Great minds think alike, а на русский переводится выражением «У дураков мысли сходятся».

Потому что ни нацисты, ни единоросы не прилетели к нам с другой планеты. И идеи, которые они озвучивают, объективно существовали в разных человеческих обществах задолго до изобретения национал-социализма и суверенной клептократии. Формы, в которые облекается одна и та же мысль, могут варьировать или совпадать, но не меняется древняя как мир мысль: изобразительное искусство обязано быть реалистическим, а музыкальное — molto cantabile, чтоб можно было хором петь... Это не нацисты придумали, не единоросы, и даже не редакция газета «Правда», вступившая в борьбу за "народное искусство" за год до Гитлера. Помните, что говорит ворёнок Промокашка, когда Шарапов пытается сыграть перед паханом шопеновский этюд фа-минор? На всякий случай, напомню, потому что этот вымышленный персонаж братьев Вайнеров гораздо точней бесноватого фюрера выражает как эстетическую программу г-на Мединского, так и дальнейшие планы его министерства по борьбе за "близкое к народу" искусство:

Братья Вайнеры не рассказали нам, как сложилась судьба Промокашки после ареста банды «Чёрная кошка». Но теперь мы и сами знаем: он нынче служит министром культуры Российской Федерации.
Tags: власть, искусство, культура, мединский, нацизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 361 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →