Anton Nossik (dolboeb) wrote,
Anton Nossik
dolboeb

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Category:

Как они гробят Москву

Проект торгового центра
В свежем Коммерсанте-Weekend — пожалуй, лучшая на моей памяти статья Григория Ревзина.
О новом торговом центре у метро «Полежаевская», и вообще — о градостроительной политике нынешней московской власти.
Хочется перепубликовать целиком, настолько сочно и по делу написано.
Но не поддамся соблазну, а процитирую три абзаца:

Если кто помнит, Сергей Собянин начинал в Москве с того, что запрещал лужковские стройки, поскольку город уж не мог их вынести. Там как-то соединялись жители, обиженные точечной застройкой, транспортный коллапс, изношенные сети — удачное сочетание. Еще Сергей Семенович сносил торговые киоски как мешающие проезду транспорта. Киоски, конечно, создают ужасные пробки — там, бывает, приедет старая четверка с Ахметкой за рулем и начинает разгружаться. Пива три ящика, сигареты, чупа-чупс — ни проехать ни пройти. Чтобы оценить величие замысла, напомню, что ГУМ на Красной площади в Москве — это без малого 75 тысяч квадратных метров площади. Мы собираемся всадить сюда полтора ГУМа в форме айсберга. Это вам не четверку разгрузить, это сотни фур в день на месте пересечения Хорошевки с 4-й Магистральной. Где в обычное время пробки — 5-6 баллов, а в пиковые часы — 8-9. Нормально?

А это еще не все. Киоск, конечно, великое зло как вещь маловысокохудожественная, а торговый центр в форме айсберга, наоборот, отмечен, так сказать, мировым художественным гением. Внутри этих центров приятная атмосфера, красота, свет, радующие глаз фактуры и материалы, а теперь еще принято рассеивать хорошие запахи для увеличения покупательской активности (исследования показывают, что качественный дизайн запахов увеличивает покупательскую активность на 16%). Молодежь там тусуется целыми днями, а могла бы нюхать клей. Торговля вообще генератор хорошего настроения и позитивного состояния — можно не сомневаться, Аркадий Ротенберг думает, что создает все это на радость людям.

Проблема в том, что торговый центр вокруг себя создает выжженную землю. Ни одна торговая точка или косметический салон или аптека или что еще в радиусе пешеходной доступности от торгового центра не выживает, потому что конкуренцию выдержать невозможно. Так что если у вас случайно за 30 лет существования спального района наросла какая-то инфраструктура, появилось что-то свое — магазинчик, кафе, парикмахерская или вот ремонт ногтей — не волнуйтесь, оно умрет. Будет обратно как когда въехали — подъезды, парковки и больше ничего. В любом учебнике написано, что нельзя располагать торговые центры в жилых районах, потому что это убивает район. Среди жилья можно ставить универмаги, но они по-другому делаются и площадь у них в десять раз меньше.


Дальше читайте сами — заодно и новый дизайн Коммерсанта оцените.
Tags: власть, москва
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 195 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →