Anton Nossik (dolboeb) wrote,
Anton Nossik
dolboeb

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Хуже, чем в СССР

Неделю назад отпустил шофёра в отпуск по его семейной надобности, и близко знакомлюсь теперь с организацией общественного транспорта в Белокаменной.

Очень понравилась «Тройка» — московский аналог лондонской Oyster card, нью-йоркской metrocard и парижской Carte orange. Для человека, который пользуется общественным транспортом от случая к случаю, а не строго по рабочему расписанию, условия выходят ощутимо выгодней, чем в большинстве других оптовых схем оплаты: радует и 90-минутный тариф, и тот факт, что деньги на карте не сгорают по истечении ограниченного периода, как это происходит с проездными билетами.

Но организация движения и обслуживания пассажиров на автобусных маршрутах — это по ту сторону добра и зла, никакого мата не хватает. Совершенно очевидно, что чиновники Дептранса, вдоволь покатавшись по заграницам, насмотрелись на существующую там систему, и тупо механически попытались её перенести на нашу почву. Результат вышел, мягко говоря, позорный. Даже при советской власти не было такого уродства — хотя никаких приятных воспоминаний о поездках на автобусе я из школьных и институтских лет не вынес.
Посадка в 233-й автобус на метро «Речной вокзал»
Чтобы в сегодняшней Москве сесть в пустой четырёхдверный автобус на его конечной остановке, нужно выстоять огромную очередь, потому что из всех дверей впускают только через переднюю, и пропускная способность там — строго по одному человеку за раз. Казалось бы, ведь и в лондонский автобус, и в нью-йоркский тоже посадка через переднюю дверь. Но только там я таких очередей никогда не видел, и не стоял в них. И не потому, что в иностранных мегаполисах пассажиропоток меньше московского. А по трём совершенно иным причинам:
* чиновники там сменяемые через механизм выборов
* должностные лица сами пользуются общественным транспортом
* нет укоренившейся традиции считать пассажиров за скот.
Покуда у нас не выполняется толком ни одно из трёх этих условий, никакое заимствование зарубежных придумок не поможет. Но вернусь к своим наблюдениям на местности.

Отдельных ласковых слов заслуживает организация конечных автобусных остановок на моём родном «Речном вокзале». До половины из них можно просто дойти от метро. До другой половины нужно добираться перебежками по проезжей части, потому что остановки расположены на островках посреди большой площади, где ни одного пешеходного перехода не предусмотрено. Островки эти огорожены высокими металлическими заборами, и люди попадают на них через выломанную заднюю панель в будке автобусной остановки. Как пел Борис Борисович Гребенщиков, попадись мне, кто все так придумал — я бы сам его здесь придушил.

Разумеется, нигде в пределах огромной площади, откуда стартуют три дюжины автобусных маршрутов, местных и загородных, нет ни понятных указателей, ни схем движения с перечнем остановок, не говоря уже о каких-нибудь электронных табло, извещающих о времени прибытия следующего автобуса. Геолокация, пятый год позволяющая сотням миллионов пользователей карт Гугла совершенно бесплатно отслеживать местоположение друг друга на карте, давно внедрена в Москве такими сервисами, как Яндекс.Такси и Gettaxi, но для Дептранса с его 316-миллиардной программой развития транспортной системы в Москве это по-прежнему mission impossible.

К сожалению, проблема тут, похоже, не только в городских властях. Судя по «Тройке», в руководстве Дептранса сегодня представлены не только дураки и жулики, но и люди, способные продумать и внедрить какие-то очень разумные и эффективные точечные решения. К сожалению, даже эти передовые люди, став шестерёнками в здешней модели управления, оказываются не в состоянии инициировать какие бы то ни было системные изменения. Они могут подсмотреть за границей и перенести на нашу почву какие-то отдельные методики, в основном касающиеся учёта, контроля, пропускной системы и приёма платежей. Но главная беда нашей транспортной системы, как и всего сегмента госуслуг — в никуда не годном системном подходе. До тех пор, покуда система видит свою задачу не в том, чтобы обслуживать живых людей за их деньги, а только в том, чтобы управлять человеческой массой, направлять её и регулировать — каких-то ощутимых улучшений ждать попросту глупо.
Tags: москва, транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 232 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →