Это был человек многих талантов и удивительной судьбы: в 1944 году он был арестован за членство в подпольной антисоветской организации, затем в норильских лагерях участвовал в восстании заключённых... Выйдя из лагеря в 1959 году, начал писать книги, успел даже получить за них Госпремию СССР. В независимой Грузии издавал газету, был депутатом парламента, а в 89 лет постригся в монахи.
За пределами Грузии о творчестве Амирэджиби узнали в 1977 году, после экранизации его главного романа «Дата Туташхия».
Экранизация, честно говоря, так себе, но пользовалась в СССР огромной популярностью — в основном благодаря потрясающему таланту Отара Мегвинетухуцеси, сыгравшего там главную роль. Этот прекрасный актёр, получивший за роль в сериале Госпремию, умер в мае нынешнего года, на девятом десятке лет.
Не знаю, имеет ли смысл кому-нибудь сегодня пересматривать сериал, но роман прочесть стоит: это удивительная историческая хроника рубежа веков, местами напоминающая «Доктора Живаго», но большей частью совсем ни на что не похожая.
Вряд ли она сегодня воспринимается так же, как в советское время, когда вообще невозможно было понять, как это разрешили печатать... В любом случае, это хорошая, достойная книга.
А ещё Амирэджиби известен был своим специфическим чувством юмора.
Один из его афоризмов, услышанный около 30 лет назад, я помню по сей день.
Однажды писателю по линии СП Грузии поручили вести вечер, посвящённый памяти известного революционера Камо (которого, как известно, в 1922 году сбил чуть ли не единственный в городе грузовик). Открывая вечер, Амирэджиби сказал:
— Очень жаль, что товарищ Камо погиб в 1922 году. Он мог бы прожить ещё целых 15 лет!