Anton Nossik (dolboeb) wrote,
Anton Nossik
dolboeb

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Category:
  • Location:

Бараны Западного полушария

В принципе, бараны есть везде.
Не только на Охотном ряду, но и в Западном полушарии.
Узнать их можно по запаху, по дружному блеянию и по явным проблемам с интеллектом.
Но это всё их проблемы.
А наша проблема состоит в том, что бараны очень рвутся отрегулировать законодательно те сферы, в которых они ни хера не смыслят.

Например, губернатор Делавэра подписал на днях закон о наследовании аккаунтов в социальных сетях после смерти владельца.

Казалось бы, миллиарды людей во всём мире освоили к этому дню нехитрую премудрость заводить аккаунты в Фейсбуке и на Гугле. И всем известно, что для доступа к ним требуется пара логин+пароль. Так что если владелец аккаунта хочет, чтобы после его смерти доступ к его онлайновым тайникам получили родственники или друзья, ему достаточно этот логин и пароль записать на бумажку и передать душеприказчику. Чтобы тот в случае смерти доверителя передал эту бумажку лицам, указанным в завещании. А если владелец аккаунта не хочет, чтобы наследники рылись в его интимной переписке, то он может не оставлять им пароль. При этом в пользовательских соглашениях большинства популярных соцсетей давно прописана процедура, доступная наследникам в случае смерти пользователя. Она не подразумевает доступа третьих лиц к той конфиденциальной информации, которую покойный не разрешил разглашать, но позволяет заморозить аккаунт, защитив его от вандалов.

Не тут-то было. Властям американского штата Делавэр показалось, что вопрос о судьбе аккаунтов после смерти владельца нельзя пускать на самотёк, и они решили его отрегулировать законодательно. В результате появился 345-й закон штата, регулирующий порядок доступа наследников к аккаунтам умершего жителя Делавэра. В этом законе не сказано ровным счётом ничего нового, кроме того, что я написал выше: завещатель вправе своим распоряжением оставить аккаунт кому-то в наследство, если он об этом вовремя позаботился. То есть Волга по-прежнему впадает в Каспийское море, а прямой угол составляет 90 градусов. Но теперь в Делавэре есть об этом закон. Который, впрочем, создаёт некую проблему, аналогичную российскому 97-ФЗ. Потому что он пытается с нуля отрегулировать правоотношения между пользователями и соцсетями. А нулём там отродясь и не пахло, потому что в ту самую секунду, когда пользователь заводит новый аккаунт, он вступает с площадкой в соглашения, составленные квалифицированными юристами. И эти соглашения, за единичными исключениями вроде Foursquare, регулируются законодательством штата Калифорния, где физически расположена Кремниевая долина. Спрашивается, при чём тут Делавэр. С какого перепугу отношения, описанные добровольно заключённым контрактом между гражданином и юрлицом в Калифорнии, могут стать предметом регулирования законодателей за тысячу вёрст оттуда?! Конечно, такая практика — произвольное вмешательство властей в частные коммерческие контракты — существует в Китае, Иране, Саудовской Аравии, Туркменистане и Северной Корее. Но там хотя бы понятно, на кого она распространяется. Люди, физически находящиеся за колючей проволокой, под пятой государства и правящей в нём тоталитарной секты (ваххабитов, шиитов, чучхэ — список можно продолжить), приглашаются подчиниться таким законам, потому что иначе секир-башка. А вот что такое юрисдикция штата Делавэр применительно к Интернету, никто пока не задумывался. Теперь придётся. На месте Гугла и Фейсбука я ввёл бы дополнительную форму соглашения для жителей Делавэра, где б они подтверждали, что законодательство этого штата их в принципе не колышет. Потому что любой гражданин США, как и любой подписанный им контракт, находится под защитой федерального законодательства, имеющего приоритет перед любыми законами, которые приняты или могут приняты в Делавэре. Это тоже Волга впадает в Каспийское море, то есть ошеломительно банальное обстоятельство. Но почему-то именно сейчас законодателям Делавэра пришло в голову сделать вид, что они не в курсе.

Тем часом, в солнечной Бразилии некий судья с красивым именем Пауло Сезар де Карвальо объявил персональный джихад приложению Secret. Судья, которого там, видимо, запечатлели с фаллоимитатором в заднице, предписал удалить это приложение не только из всех онлайновых магазинов (что уже само по себе бред), но и всем пользователям велел его удалить со своих смартфонов на платформах iOS, Android и Windows. Я готов согласиться с судьёй, что приложение Secret — мерзкая вещь, потому что любая баба там может написать про мужика гадость, и наоборот. Но право бабы написать про мужика гадость (и наоборот) прописано во Всеобщей декларации прав человека 66 лет назад. Если у Пауло Сезара де Карвальо есть с этим проблема, то он может убить себя об стену, никто сильно сокрушаться не будет. А удалять с телефона добровольно инсталлированное на нём приложение — свободный выбор пользователя. Я, например, логинился в Secret один раз в жизни, по просьбе белокурой любовницы, чья половая жизнь там в тот момент бурно обсуждалась. Залогинился, почитал обсуждение и сказал ей: «Бобёр, выдыхай. Пообсуждают и забудут. А жизнь продолжится». Больше я в Secret не заглядывал.

Теперь у нас есть вердикт бразильского судьи, по которому мы обязаны снести это приложение со своих смартфонов. И выбор у нас очень простой. Либо послать бразильского судью нах, либо подчиниться. Но если мы не пошлём его нах сегодня, то завтра он войдёт в кураж, и запретит что-нибудь ещё. Например, Фейсбук или Гугл. Потому что он реально отморозок, не понимающий, где его полномочия заканчиваются. Об этом есть хорошая сказка в российской школьной программе, о рыбаке и рыбке. Там тоже была проблема непонимания, где пора б уже остановиться, и все мы знаем, к чему это непонимание привело.
Tags: Интернет, закон, цирк
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →