Anton Nossik (dolboeb) wrote,
Anton Nossik
dolboeb

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Перевёрнутый мир: борьба с музыкальным пиратством

Увертюру Гаэтано Доницетти к опере «Марино Фальеро» (1835), которая иллюстрировала мой январский детектив про дожа-предателя, сегодня радостно выпилили с аудиохостинга SoundCloud.
Здесь мог бы быть Марино Фальеро, роспись Зала Большого Совета во Дворце Дожей
Причина — жалоба юристов компании Warner Classics International на нелегальный контент.

Формально всё сделали совершенно правильно.
У меня действительно нет никаких прав на выкладывание аудиозаписи этой увертюры в публичный доступ.

А теперь давайте с точки зрения бизнеса посмотрим на эту же коллизию.

Мою запись про дожа-предателя за 2 месяца со дня публикации прочитали 46,5 тысяч посетителей, которые загружали эту страницу ЖЖ примерно 120.000 раз.

Как вы думаете, сколько среди них было людей, которые до прочтения этой страницы планировали легально приобрести этот трек — симфоническую увертюру Доницетти к опере «Марино Фальери» под управлением дирижёра Клаудио Шимоне, — но передумали, поскольку появилась моя «пиратская версия», которую можно бесплатно стримить с SoundCloud?

Ну ОК, представим себе, что такие люди среди моих читателей действительно были. Много лет они копили 99 центов (или 30 рублей, в зависимости от лавки), чтобы купить эту увертюру — а тут вдруг я с «пираткой» подвернулся, и они вздохнули с облегчением.

Тогда задам другой интересный вопрос. А как вы думаете, вот эти люди, которых я толкнул на путь преступления — могли ли они легально купить этот трек (или весь диск, на котором он содержится) в каком-нибудь интернет-магазине?

Ответ вам, надеюсь, понравится.
В iTunes Store — нет, не могли, потому что там такой записи нет.
И на Амазоне не могли, ибо и там нет.
А в Google Play, где она есть, тоже не могли. Купить, заплатить — не могли.
Потому что она там лежит в точно таком же открытом доступе, как и я выкладывал.
Для бесплатного, то есть, прослушивания.
И на Яндекс.Музыке она точно так же доступна — бесплатно, без логина.
Слушайте на здоровье, читатели дорогие.

А я тем временем ещё один вопрос задам.
Вот как вы думаете, во что обошлись компании Warner Classics International два месяца работы той юридической службы, которая к 16 марта сумела-таки выявить и удалить преступный трек с сервера SoundCloud? Только про робота ничего не говорите, пожалуйста. Робот, который автоматически распознаёт и удаляет с SoundCloud защищённый контент, работает в режиме предварительной цензуры, как и на YouTube. Закачиваешь на сервер трек — а тебе сразу говорят упс, твоя композиция есть в нашей базе охраняемых объектов, и не может быть опубликована. Плавали, знаем. Так что два месяца охоты на моего Доницетти — это ручная работа по выявлению, затем переписка с саппортом Sound Cloud, вот это вот всё.

Как вы думаете, за сколько тысячелетий эта работа могла бы окупиться благодаря полезным экономическим эффектам от запрещения моего трека?

Ну, и последнее. Чтобы продавать свою музыку, Warner Classics International обречена тратить немалые суммы на её рекламу. Выкладывание в качестве промо одного или нескольких треков с диска в бесплатный доступ — один из самых конвенциональных маркетинговых ходов, называется сэмплинг. Трек стоимостью в доллар продвигает продажи альбома стоимостью в десятку. Вот именно таким промо, по факту, и являлась для Warner моя «пиратка». Но юрслужба не пожалела 2 месяца, чтобы её выявить и грохнуть. Они это делали в то же самое время, когда на соседнем этаже того же Warner сотрудники маркетинговой службы сбивались с ног, распихивая бесплатные сэмплы по разным блогам и соцсетям, с целью увеличить продажи. С точки зрения пользы для бизнеса — это как?

Мораль сей басни такова: копирастия — полностью вещь в себе.
Она вообще не призвана защищать тот бизнес, который её кормит, сокращать его убытки, увеличивать прибыли.
Она тупо присосалась к рынку объектов авторского права и придумывает сама себе работу, чтобы выставить за неё счета. Никакой реальной экономической пользы, кроме вреда, эта деятельность никому не приносит. Единственный выгодоприобретатель — юристы, лоббисты, зонтичные ассоциации, кормящиеся поборами с того бизнеса, который они призваны защищать. При этом за плечами их — огромное количество дорогостоящих судебных процессов о запрете всех форматов и носителей цифрового контента. Все эти дела прошли многолетний путь от окружных судебных инстанций до ВС США, который выбросил иски копирастов в корзину. Компании-правообладатели потеряли много миллионов долларов в виде судебных издержек, зато их доблестные защитники спокойно распихали эти же миллионы по своим бездонным карманам. Клиент их проиграл вчистую, а они наварились по максимуму.

Излишне напоминать, что вся эта суета и возня ни одной копейки не принесла создателям музыки, книг и фильмов. Тем самым авторам, в защиту которых законодательство о копирайте изначально придумано. Наоборот, на оплату юристов пошли те деньги, которые могли бы составить их гонорары и роялти, если б не «высокие издержки защиты авторских прав». За удаление моего «пиратского трека» заплачено из кармана того самого Клаудио Шимоне, из его роялтиз, которых он, скорее всего, и не получает за этот конкретный альбом, ибо в Европе все суммы авторских отчислений ниже 10.000 евро тупо присваиваются коллективными управляющими.

Хотите знать, по какой причине копирастия до сих пор не сдохла, если она так сильно противоречит интересам и авторов, и компаний-издателей? Это долгий разговор, но в целом история про международную бюрократию, которая сама себе занятия придумывает — увы, весьма типична для современного мира. По сути дела, это такой узаконенный юридический рэкет с политической изнанкой, вроде «налога Никиты Михалкова». И пользы столько же.

PS. Понимаю, что сейчас понабежит глобальное Ольгино и начнёт тут шуметь, что я оправдываю пиратство, и сам в нём замешан. У них так в методичке и написано, что очень важно уличать оппонентов в аморалке и криминале на основании того, что они сами о себе пишут.

Расслабьтесь, троллюшки. Никакого пиратства, по законам США, в моём выкладывании увертюры Доницетти не просматривается. Для решения вопросов о нарушении авторских прав американские суды руководствуются fair use test из 4 критериев. И моя публикация легко и непринужденно этот тест проходит, по всем 4 пунктам. Поэтому ко мне лично у юристов Warner Classics International никаких претензий нет. Они есть у вас? Ну и славно. Предъявите, пожалуйста, ваши права на увертюру Доницетти — тогда обсудим, какой ущерб я вам нанёс.
Tags: копирасты, музыка, перевернутый мир, пиратство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 98 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →