Считается, что за последний век скорость изменений вокруг человека увеличилась в 50 раз. Вполне естественно, что возникают и другие способы переработки информации, — прямым текстом объясняет профессор Грановская.
При этом довольно очевидно, что автор (или редактор) интервью совершенно не готов(а) слышать и воспринимать все эти объяснения профессора. Он(а) видит свою задачу в том, чтобы в очередной раз заклеймить клиповое сознание как форму ущербности, чуть ли не инвалидности. Я не знаю, какие средства перестановки и монтажа использовались при обработке исходного текста, но в опубликованной редакции интервью читателю внушаются две простые мысли. Во-первых, детей нужно всеми силами отучать от компьютерных устройств (будто бы так поступал сам Стив Джобс!). Во-вторых, дети, которым вовремя не запретили использовать компьютер, «элитой уже никогда не станут».
Я не знаю, в каком контексте профессор Грановская произносила такие слова, если произносила вовсе, но эти сентенции и стилистически, и смыслово противоречат всем фактическим утверждениям, которые занимают в интервью пару экранов. При этом довольно симптоматично, что загадочный приговор «Люди с клиповым мышлением элитой не станут» вынесен редакцией в заголовок. Хотя ни до, ни после этой фразы слово «элита» в тексте интервью вообще не упоминается, и тема формирования элит в нём никак не затронута. Остаётся загадкой, к кому относится само определение «элиты» — в понимании как профессора, так и людей, готовивших текст к публикации. Кем именно не станут люди с «клиповым сознанием»? Путиными-Сечиными? Валуевыми-Луговыми? Ковальчуками-Ротенбергами? Усмановыми-Керимовыми? Или они никогда не станут Джобсами, Гейтсами, Хокингами? Существует ли в природе обоснованная научная теория, согласно которой все представители любых элит в любом обществе характеризуются одинаковым типом сознания? И где об этом можно почитать?
Но если абстрагироваться от этих странных редакционных шалостей с исходным текстом профессора, то из интервью немало интересного можно почерпнуть. Там, например, рассказывается об экспериментах, в которых дети быстрее взрослых прочитывали текст инструкций, потому что безо всякой подсказки и всяких курсов у них развился навык быстрого чтения... можно, конечно, этот навык клеймить и осуждать, но только исходя из презумпции, что не может считаться образованным человек, не выучивший наизусть Большую советскую энциклопедию...
PS. На сладкое: вот как рекомендуют бороться с клиповым сознанием педагоги из МГУТУ им. Разумовского:
Общедоступность высшего образования, утрата его эксклюзивности, а также глобальные тенденции в мире вносят свои коррективы в образовательный процесс. Отсюда становится актуальной особый психолого-педагогический подход к воспитанию подрастающего поколения, основанный на традиционных ценностях и православной позиции педагога. Мы считаем, что педагог должен использовать it-технологии в процессе обучения, но дополнять «клиповое мышление» студентов серьезным научным подходом, основанным на понятийном мышлении, делать неожиданные срезы учебного материала, увеличивать глубину познаваемого.
Паникадилами их по башке — и сознание сразу из клипового станет понятийным.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →