Кто до сих пор не посетил в Еврейском музее выставку «Современники будущего. Еврейские художники в русском авангарде. 1910 – 1980», тому напоминаю, что до её закрытия осталось меньше недели. Теоретически выставка закрывается 24 мая, но на практике в 15:00 в пятницу музей закроется на шаббат, а в воскресенье не откроется из-за Шавуота. После этого другая возможность посмотреть в одном месте такое внушительное собрание картин Шагала, Фалька, Альтмана, Эля Лисицкого, Тышлера, Штернберга — и тут же, в соседних залах, Кабакова, Пивоварова, Булатова, Комара-Меламида, Рабина, Яковлева, Гробмана, Штейнберга — может не скоро ещё представиться.
Отдельное произведение современного искусства — косой лабиринт, в котором всё это выставлено. Не знаю, кто эту удивительную конструкцию строил, но мне она очень сильно напомнила те интерьеры, в которых то самое искусство создавалось в разные годы — от коммунального парижского «Улья» до подвально-чердачных (самозахват, самострой) мастерских московских художников полвека спустя. Не возьмусь спорить, какое значение для истории искусств имеет тот факт, что художники эти были именно еврейские (а про Владимира Яковлева я вообще раньше не знал, что он на самом деле Тейтельбойм). Но для того, чтобы получить сильное впечатление от выставки, об этом совершенно не обязательно задумываться.