На причудливой формы четырёхгранном гранитном постаменте, украшенном барельефами зелёной бронзы с изображением разных сцен человеческого страдания, пыток, насилия и прочего БДСМ, возвышается в странной позе пузатый товарищ Сталин, из той же зелёной бронзы. Правая нога у Вождя народов выставлена вперёд, кулаки сжаты, и из-под насупленных бровей (скорей похожих на брежневские) он сурово оглядывает свой угол парка, заставленный велосипедами милующихся поблизости датских парочек. Живот товарища Сталина при этом вспучен так, что пиджак застёгивается только на верхнюю пуговицу, а нижние давно уже оторвались под напором передней брюшной стенки. Очевидно, в датской столице вождя мирового пролетариата кормили лучше, чем в гостинице Анконы и армянском монастыре Венеции.
В меня, конечно же, закралось подозрение, что это не совсем Сталин — а, может быть, какой-то иной потомок известного путешественника Пржевальского, сделавший в Дании карьеру садиста, палача, или, наоборот, жертвы насилия. Поскольку никакой надписи на памятнике я не обнаружил, то решил проверить предположение обычным способом: сфотографировав памятник и выложив его в Инстаграм. Аудитория там в общей сложности под 400.000 человек, так что обычно после любого ребуса быстро находится и разгадка: в комментарии приходит какой-нибудь местный специалист, готовый объяснить, что за мужик, и почему именно здесь.
Дания — страна мелкая и не слишком гостеприимная к эмигрантам, русскоязычных жителей, по официальным данным, в мире насчитывается не больше 5000 человек, и в большинстве своём они скорей подписаны на инстаграм Рамзана Ахматовича «Аллах велик!», чем на мой. Там что ждать объяснений пришлось аж четверо суток, но лучше поздно, чем никогда. Живущий ныне в Копенгагене Леонид Хмельницкий, с которым я когда-то в лихие 90-е сеял в России разруху и голод, создавая тот портал, который нынче зовётся newsru.com, сегодня прислал разгадку. Оказывается, на памятнике увековечен Вигго Хюруп (Viggo Hørup), один из крупнейших датских политиков XIX века, журналист, издатель, основатель газеты Politiken. В жизни господин Хюруп совершенно не был похож на товарища Сталина — скорей, на тех бурлаков, которые позировали Репину для его знаменитой картины. Как это часто случается в европейской политике, начиная с Маркса-Энгельса, он был известный борец за права бедных и угнетённых, против произвола богачей — при этом сам был капиталистом, газетой своей владел, и после смерти оставил акции не журналистскому коллективу, как советская власть в 1989, а своей дочери. Тут нет никакого противоречия, просто в Европе за права бедных и безродных всегда боролись богатые и именитые. Вспомним Радищева, декабристов, Герцена с Огарёвым. Бедные обычно боролись не за свои права, а друг с другом за суточный паёк.
Кто привык за победу бороться,
Мою пайку отнимет и жрёт, — писал по сходному поводу Тимур Кибиров. Но я, кажется, отвлёкся.
Хюрупа, который незадолго до смерти от рака сделался министром труда в первом левосоциалистическом правительстве страны, в Дании по сей день вспоминают с благодарностью и уважением — не только его соратники по левому лагерю, но и политические противники. Видимо, оттого они и сочли, что делать на памятнике какую-то подпись не для кого: все и так знают и помнят учредителя Politiken.
Автором статуи является известный датский символист и экспрессионист, художник Йенс Фердинанд Виллюмсен, умерший в Каннах спустя полвека после её установки в 1908 году.