Вполне допускаю, что это была такая шутка юмора. Но в Венеции 150 лет назад к подобным ребусам относились с жутчайшей серьёзностью.
Взгляните на решётку моста Борголоко, соединяющего берега канала del Paradiso o del Pestrin в венецианском квартале Кастелло.
Видите ли вы в этих довольно нелепых чугунных сердечках с завитушками признаки политической пропаганды и агитации, направленной на свержение существующего строя и освобождение Италии от австрийских захватчиков? Скорее всего, не видите — а, меж тем, это ровно оно и есть. В сердечках надлежит видеть две буквы V, а в завитушках — букву E. И всё вместе это расшифровывается как «Viva Vittorio Emmanuele» — «Слава Виктору Эммануилу II Савойскому». В 1861 году он принял титул короля объединённой Италии — и во всех частях Апеннинского полуострова, которые на тот момент контролировались австрийцами, его прославление (в том числе и зашифрованное) было главным способом выразить политический протест.
Скажу вам больше. Итальянцы, как известно, обожают музыку, и в частности — оперу, главным сочинителем которой 150 лет назад был у них Джузеппе Верди. На первый взгляд, неудивительно, что лозунгом «Viva VERDI» оглашались театральные залы в дни представлений «Трубадура» в венецианском «Фениче» и «Бала-маскарада» в римском театре «Аполло». А также расписывались стены домов на улицах Милана и Венеции.
Только прославлял этот лозунг отнюдь не композитора. А всё того же Виктора Эммануила II Савойского.
VERDI в данном случае — не фамилия творца бессмертных опер, но сокращение, расшифровываемое как Vittorio Emanuele Re D'Italia.
И, если кому-то кажется, что подобные фиги в кармане не могли создать никакого реального противовеса австрийским штыкам, он приглашается изучить историю вопроса. Через 10 лет после того, как Виктор Эммануил II провозгласил себя королём вполне виртуальной на тот момент «Объединённой Италии» (не включавшей в ту пору ни Милана с Венецией, ни Рима с Флоренцией), с территории Апеннинского полуострова убрались уже и австрийские, и французские войска, а Папа Римский распустил свою армию и обязался никогда уже больше не лезть со своим духовным авторитетом в гражданские военно-политические разборки в качестве воюющей стороны. Объединённая Италия стала реальностью, которой и остаётся по сей день (хоть она и сменила форму правления с монархии на республику). А могущественные империи, которым показывалась эта самая фига в кармане, в итоге развалились как карточный домик.
Потому что в долгосрочной исторической перспективе мозги всегда оказываются сильнее штыков.
Даже если нынешняя российская власть видит свою историческую миссию в доказательстве обратного.