Anton Nossik (dolboeb) wrote,
Anton Nossik
dolboeb

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Чиновничество — уходящая натура. С хамством сложней

Удивительное свойство всех российских и советских чиновников, с которыми мне доводилось иметь дело — это предельно чёткое сознание собственной миссии. Состоит не в том, чтобы обслужить гражданина по вопросу, с которым он пришёл, а в том, чтобы любою ценой отказать ему в решении этого вопроса. Придравшись к закорючке в бумажках, сославшись на существующую или несуществующую ведомственную инструкцию, либо просто вывесив перед носом посетителя табличку «Перерыв». Если же отказать совсем уже никак не получается, то непременно нахамят.

Удивительно, что эта чиновничья страсть не убывает по мере продвижения по карьерной лестнице. Начальница паспортного стола, как правило, ничуть не меньшая хамка, чем самая низовая секретарша в том же ОУФМС. А типичная судья в московском суде нисколько не отличается по уровню вздорности, скандальности и конфликтности от кассирши, продающей билеты в столичном метро. Вернее, отличается ситуативно: у кассирши — весьма ограниченный арсенал возможностей вам нахамить за недолгое время покупки, а у судьи он довольно значительный — и в виденных мною заседаниях она успевала блеснуть фанаберией в отношении каждого из участников процесса: перебить, одёрнуть, повысить голос, поставить на место, пригрозить удалением из зала суда... Наблюдая за таким судейским поведением, трудно избавиться от мысли, что председательствующая на процессе сама никак не может поверить в свой высокий статус, и боится, что он куда-нибудь сразу улетучится, как только она перестанет всех вокруг шпынять и унижать по любому поводу.

Понятно, что хамство чиновников — не только российское явление: например, израильские пакиды точно так же враждебно настроены к посетителям учреждений, где они служат. И у них это, очевидно, никак не связано с мотивами самоутверждения: будучи госслужащими и членами одного из самых влиятельных в стране профсоюзов, они находятся в статусе значительно более высоком, чем многие из их посетителей. Особенно если говорить о таких учреждениях, как Институт национального страхования, где надёжно защищённые коллективным контрактом, неувольнимые пкидот хамят пенсионерам, инвалидам и получателям социальных пособий по бедности... Впрочем, судьи в Израиле такого себе не позволяют. Зато там зачем-то хамят клиентам клерки частных коммерческих банков, что в Москве воспринималось бы с удивлением. То есть дело тут, очевидно, даже не в том, что служба государственная. Просто она на 95% бессмысленная в современном мире — и у паспортистки, которую может и должен заменить веб-интерфейс портала госуслуг, и у банковского клерка, на смену которому идёт мобильное приложение, и у продавщицы билетов в метро, где кассовый аппарат принимает уже и монеты, и купюры, и пластиковые карты...

Приятно сознавать, что чиновничество — уходящая натура. Вот бы ещё и хамство с помощью технологий как-нибудь победить.
Tags: бюрократия, государство, госуслуги
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 66 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →