Удивительно, что эта чиновничья страсть не убывает по мере продвижения по карьерной лестнице. Начальница паспортного стола, как правило, ничуть не меньшая хамка, чем самая низовая секретарша в том же ОУФМС. А типичная судья в московском суде нисколько не отличается по уровню вздорности, скандальности и конфликтности от кассирши, продающей билеты в столичном метро. Вернее, отличается ситуативно: у кассирши — весьма ограниченный арсенал возможностей вам нахамить за недолгое время покупки, а у судьи он довольно значительный — и в виденных мною заседаниях она успевала блеснуть фанаберией в отношении каждого из участников процесса: перебить, одёрнуть, повысить голос, поставить на место, пригрозить удалением из зала суда... Наблюдая за таким судейским поведением, трудно избавиться от мысли, что председательствующая на процессе сама никак не может поверить в свой высокий статус, и боится, что он куда-нибудь сразу улетучится, как только она перестанет всех вокруг шпынять и унижать по любому поводу.
Понятно, что хамство чиновников — не только российское явление: например, израильские пакиды точно так же враждебно настроены к посетителям учреждений, где они служат. И у них это, очевидно, никак не связано с мотивами самоутверждения: будучи госслужащими и членами одного из самых влиятельных в стране профсоюзов, они находятся в статусе значительно более высоком, чем многие из их посетителей. Особенно если говорить о таких учреждениях, как Институт национального страхования, где надёжно защищённые коллективным контрактом, неувольнимые пкидот хамят пенсионерам, инвалидам и получателям социальных пособий по бедности... Впрочем, судьи в Израиле такого себе не позволяют. Зато там зачем-то хамят клиентам клерки частных коммерческих банков, что в Москве воспринималось бы с удивлением. То есть дело тут, очевидно, даже не в том, что служба государственная. Просто она на 95% бессмысленная в современном мире — и у паспортистки, которую может и должен заменить веб-интерфейс портала госуслуг, и у банковского клерка, на смену которому идёт мобильное приложение, и у продавщицы билетов в метро, где кассовый аппарат принимает уже и монеты, и купюры, и пластиковые карты...
Приятно сознавать, что чиновничество — уходящая натура. Вот бы ещё и хамство с помощью технологий как-нибудь победить.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →