Anton Nossik (dolboeb) wrote,
Anton Nossik
dolboeb

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

«Афиша»: вовремя уйти

Бумажный журнал «Афиша» будет выходить 4 раза в год.
Онлайн-проекты «Город» и «Воздух» прекратят своё существование.
Если вспомнить все предшествующие «реформы» в этом издании за последний год — переход с двухнедельного выпуска на ежемесячный, закрытие «Еды» и «Мира», прекращение выпуска путеводителей — то последняя новость выглядит вполне логичной.

Конечно, официальная версия говорит о превращении бумажного издательского дома в диджитальную компанию — но эти разговоры в «Афише» велись и 8,5 лет назад, когда на не огороженной ещё в ту пору набережной Стрелки глава «Афиши Диджитал» Дмитрий Степанов презентовал амбициозный проект «Афиши 2.0», связанный с переориентацией с бумаги на онлайн, с превращением издания в полноценный сервис веб 2.0, где полезный городской контент создаётся в непрерывном соавторстве между редакцией и читателями, чьи оценки, отклики и рецензии дополнят и обогатят интерактивный каталог всех развлечений столицы. Речь не шла о том, что редакцию при этом сократят или разгонят, что закроются флагманские продукты ИД, что на зарплатах сотрудников сэкономят — а наоборот, о том, чтобы хорошего и разного (в том числе — редакционного) контента в «Афише» стало больше. В рамках той программы преобразований ключевые сотрудники редакции, помимо выпуска полос раз в две недели, начали вести блоги, оперативно реагируя на новости по теме своих рубрик... Но сегодня речь явно не об этом. А о том, что реклама в бумажном издании плохо продаётся, дистрибуция хромает — и ответственность за неудачи коммерческих служб привычным движением перекладывают на редакционный коллектив. Такое не раз уже случалось в разных проектах, где собственники с катастрофическим результатом заменили старую, эффективную команду продажников на новую, «доверенную» — и, разумеется, готовы искать причину итоговой неудачи не в собственных кадровых решениях, а в том, что чистка рядов была недостаточно радикальной... К «переориентации на онлайн» всё это никакого отношения не имеет. Переориентация на онлайн — это когда ты можешь показать, что онлайн у тебя окреп, развился, вырос, стал драйвером роста выручки, что номера журнала лучше продаются в цифре для iPad, чем на бумаге... Если ничего такого нам не рассказывают, значит дело не в ставке на онлайн, а в банальном урезании расходов на производство контента.

Илья Красильщик, проработавший в ИД Афиша 8 лет и возглавлявший с 2008 по 2013 год редакцию журнала, делится в «Медузе» своими грустными мыслями о судьбе издания. Почитайте этот текст, он рассказывает, как коллектив единомышленников в редакции «Афиши» представлял себе свою (и журнала) миссию. Очевидно, его видение перекликается с ожиданиями читателей, чей спрос на журнал много лет определял и успех издания, и его культовый статус. «Может быть, у нас даже что-то получилось», — с надеждой, но без уверенности пишет Красильщик.

Я уверен, что получилось: сам много лет читал этот журнал, и на бумаге, и в онлайне, выписывал его, не пропускал «Пикников Афиши» и других городских мероприятий, устраиваемых редакцией — иногда даже из дальних поездок в середине лета возвращался, чтоб на них попасть. Но те времена прошли, и вот о чём мне думается, читая Красильщика.

Умирание «Афиши» началось не вчера, и даже не год назад. Пионеры издания, для которых миссия была важней собственной должности и зарплаты, последовательно вытеснялись кадрами, больше склонными к компромиссу, чем к максимализму. Процесс занял годы, но всю дорогу ясно было, к чему он в итоге приведёт. В этом смысле судьба «Афиши» за последнюю пару лет — прекрасная иллюстрация к истории про лягушку, которая дала себя сварить просто потому, что воду в кастрюле разогревали до кипения постепенно. А судьба Ленты.Ру — это как раз история про лягушку, которая выскочила из кастрюли сразу, и оттого смогла уцелеть, сохраниться, продолжить активное существование. Коллектив Ленты.Ру, откуда за неделю 75 сотрудников редакции и технических служб дружно уволились в никуда после разгона руководства, рассеялся по нескольким проектам — вновь созданным, или ранее уже существовавшим. Одни сделали «Медузу», «Мохнатый сыр», «Образовач», N+1, другие влились в состав РБК, «Ведомостей», «Слона» и других редакций.

Они сделали это быстро, решительно, и сразу, как только увидели, куда всё катится.
Хотя тогда, в марте 2014 года, их коллективная отставка и уход в никуда без компенсаций выглядели безрассудством. А готовность сотрудников иных редакций приспосабливаться к «реформам» собственника могла казаться разумной жизненной стратегией. Ишак, падишах, умри ты сегодня, а я — завтра...

По концовке в очередной раз выяснилось, что единовременный моральный выбор дальновиднее компромисса. Что терпеливо ждать, покуда оно всё само предсказуемо закончится — отнюдь не выигрышная стратегия.

Реальность постепенно меняет свои очертания, но эти изменения надо замечать и отдавать себе в них отчет, — пишет Красильщик.

И он совершенно прав. Добавлю лишь, что их нужно не только замечать, но и вовремя на них реагировать.
Tags: афиша, сми
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments