Anton Nossik (dolboeb) wrote,
Anton Nossik
dolboeb

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Замочные скважины будущего

Как может догадаться проницательный читатель, в Барселону в конце февраля я ездил не просто так, а на Mobile World Congress. Главным его событием, если верить прессе и блогосфере, стала вечеринка братьев Дуровых в Морском музее, в честь 100 миллионов активных пользователей Телеграма (с участием Дэвида Блейна, Аркадия Воложа, Дианы Мелисон, Тома Оделла и Джимбо Уэйлса).

Могу засвидетельствовать, что вечеринка действительно удалась — причём на подготовку её, как возмущённо рассказала мне одна местная организаторша, ушло не 9 месяцев, как принято в Барселоне, а всего три недели (то есть местная индустрия event management почувствовала себя конкретно недокормленной, а братья Дуровы лишний раз поразили Европу эффективностью). Однако же вечеринкой Телеграма список интересностей прошедшего MWC2016 не исчерпывался.

В павильонах Конгресса, проходившего на площадке Барселонской ярмарки (она же Fira на каталонском), было много всего занятного для желающих смотреть, слушать и щупать руками. Хотя, конечно же, в общем и целом MWC — это такой глобальный РИФ, куда основные участники едут не для того, чтобы повертеть в руках прототип будущего Самсунга или послушать лекции про 5G и Internet of Things, а за живым общением с глазу на глаз в кулуарах. Деловое общение, начавшись у стендов под сводами ярмарки, плавно перетекало затем в огромный межпавильонный фудкорт, в вагоны метро, за столики бесчисленных городских винотек, в парк Гуэлль, на сидения двухэтажного туристического автобуса, в закоулки Борна и на проспекты Рамблы, под своды готических соборов и выгнутые потолки Гауди... В любом уголке Барселоны в эти дни можно было заметить группы айтишников/связистов, увязших в деловых переговорах. В седлании тренда отдельно отличился Яндекс, который был заявлен в каталоге выставки в качестве exhibitor, но при попытке найти на интерактивной карте его стенд во втором павильоне ярмарки мобильное приложение MWC.app конкретно вешалось со словами «Яндекс not found». Как выяснилось, Яндекс просто снял в этом павильоне переговорный зал, куда приглашались интересные ему собеседники — потереть за big data и, если получится, подписать какой-нибудь протокол о намерениях. А просто вешать на стене павильона плазму со скриншотами своего сервиса Яндекс поленился — за явной бесполезностью подобного шоу.

Вернёмся, впрочем, к экспозиции. Как уже написал Варламов, большая часть экспонатов была ни о чём. Например, вот такой макет «города будущего» на стенде Qualcomm.

Если ты не понимаешь, в чём тут прикол — визуализация никак тебе не поможет. А если понимаешь — она тебе просто не нужна. Ибо фишка всего этого грида Smart City — в наличии разлитого по воздуху бесплатного беспроводного Интернета до 10Гбит/с, к которому подключены (помимо твоего смартфона, само собой) все устройства в городе: светофоры, банкоматы, автобусные остановки, киоски и мусорные баки. Макет никак этой подключённости не передаёт.

А бесценная возможность пощупать собственными руками тушку будущей модели андроидного фаблета от Samsung, LG, HTC или, прости Господи, Huawei — это уж совсем ни о чём. Про это давно уже Шестаков всё сказал.

Тем не менее, некоторые экспонаты доставили. Например, семейный солнцемобиль Stella Lux, разработанный в голландском Эйндховене (читай: на Чукотке) для использования в местностях с менее загробным климатом. В солнечной Австралии (где он взял гран-при в своём классе) этот концепт-кар может за сутки уличной парковки насосать энергии на 1000 км пробега. В родной Голландии — на 60-70 км. При этом внутри машины полезного пространства довольно мало, а на дороге он занимает места как полноценная маршрутка, потому что количество солнечной энергии, которую он может вобрать, прямо пропорционально площади приёмной поверхности на крыше автомобиля. Явно понадобится ещё какая-нибудь революция в технологии улавливания солнечной энергии, чтобы её захват не зависел так линейно от квадратных метров поверхности.

На много размышлений навёл представленный на MWC2016 концепт C26 от «Вольво». Название связано с тем, что в среднем европейский служащий тратит в будний день 26 минут на путешествие за рулём из дома в офис, и столько же на обратную дорогу. Сейчас он тратит это время на руление, но в светлом будущем (как нас уверяют — обозримом) сможет посвятить его чтению своей фейсбучной ленты, потому что рулить будет автопилот (кстати, и в концепте солнцемобиля эта тема тоже отражена). Хорошо представляю себе, сколько скепсиса вызывает тема автопилотирования автомобилей у обывателя, но на то и играются все эти турниры между человеком и роботом в го, чтобы продемонстрировать преимущества искусственного разума перед нашим скромным умишком.

Или ещё идея цифрового ключа для автомобиля — тоже задумка «Вольво», но, в отличие от C26, уже практически реализованная: модели, поддерживающие эту технологию, поступят в продажу уже в нынешнем году. Идея в том, что ключом от машины становится мобильник с установленным на него приложением. И это право пользователя на отпирание и запуск машины можно расшарить с любым количеством друзей или членов семьи. Кто пытался в этой жизни перевыпустить или скопировать физический ключ от своего «Вольво», легко поймёт, в чём фишка. Сейчас для этого нужно обращаться на завод, платить за дубликат нереальные конские деньги и неделями ждать заказа. А выпустить новый цифровой ключ не стоит денег и не занимает времени, от слова «вообще». В приложении процесс занимает пару кликов: выбрал, кому хочешь передать ключ, нажал на Start — и адресат получил свой экземпляр ключа с иммобилайзером на мобильник.

В рамках стратегии развития IoT (так нынче сокращают Internet of Things) уместно предположить, что лет через 5-10 приложениями для iOS/Android будут открываться вообще любые замки — будь то в автомобилях, жилых домах или камерах хранения. Причём не менее важным приложением, чем открытие замков станет их удалённое запирание: каждому знакомы эти терзания на тему «Не забыл ли я запереть дверь?!» по дороге в аэропорт... Главное — чтобы эти замки раньше времени не научился открывать и блокировать без спросу чересчур поумневший робот :).
Tags: mwc, telegram, автомобили, барселона, вольво, гаджеты, дуров
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments