Полнейшее наебалово трудящихся, доложу я вам.
Но, слава Богу, бесплатное совершенно (доступ на выставку покрывается обычным входным билетом в Академию, отдельных денег за вход не берут).
Конечно, я предвидел, что там выставят какую-то часть из сотни книг, отпечатанных в типографии Алдуса Пейджмейкера между 1495 и 1515. Но думалось (о, великая сила рекламы!), что гвоздём экспозиции станут не инкунабулы в стеклянных гробах, а живопись и скульптура эпохи: Джоржоне, Беллини, Карпаччо, Тициан, плюс не заявленные на плакате, но обещанные в анонсе Чима де Конельяно, Лоренцо Лотто, Пьетро Ломбардо, Пармиджанино, Пальма Старший, Якопо де Барбари, Джованни да Лоди и тот же Венето, чья куртизанка в костюме Флоры стала хедлайнером рекламной кампании.
Книги из типографии Мануция оказались выставлены предсказуемо унылым способом: ни полистать, ни позумить. До оцифровки и киосков с тачскрином организаторы не додумались (хотя о чём там думать, в Scuola Grande San Marco вся библиотека врачебной гильдии давно листается таким способом). А с живописью — совсем облом. Конечно, кое-какие работы свезли из Франкфурта, Вашингтона, Оксфорда, Пармы и бергамасской Каррары, но две абсолютно главных картины этой выставки — «Встреча святой Урсулы с Папой Кириако» Карпаччо и «Гроза» Джорджоне — просто переехали на нижний этаж из постоянной экспозиции Академии на верхнем (отчего в ХХ зале, где выставлен весь жизненный цикл Св. Урсулы, образовалась зияющая дыра).
Из всех картин, представленных в экспозиции, очевидную связь с Мануцием имеют ровно три портрета (Лотто, Пармиджанино, Тициан), на которых изображены заказчики с книгой в руке — в доказательство того, что герою выставки удалось сделать свою продукцию модным атрибутом эпохи, наравне с ювелиркой и веерами из страусиных перьев. Вся остальная живопись и скульптура связана с Мануцием и его трудами лишь датировкой. Гипотеза о том, что знаменитая «Любовь» Тициана является иллюстрацией к главному бестселлеру Мануцио «Гипноэротомахия Полифила» (1499), осталась и вовсе без внимания.
Но если забыть, что поводом для выставки является 500-летие со дня смерти легендарного первопечатника, и просто любоваться работами мастеров его эпохи, то час удовольствия посетителю гарантирован. Поклонников Лотто порадует вашингтонская «Аллегория Добродетели и Порока» (ранний образец его отвязных ребусов, не ждущих разгадки, хоть по ним уже не одна дюжина диссертаций защищена) и его же очень поздний портрет Лауры да Пола, присланный из Бреры. Удивительна «Святая Елена» Чимы де Конельяно, прибывшая из Вашингтона. Долго не отпускают зрителя «Четыре аллегории» Джованни Беллини, в оригинале служившие росписью для туалетного столика в ванной комнате (этот вид мебели к концу XV века вошёл в Венеции в такую моду, что в 1489 году Сенат принял отдельное постановление, ограничивающее их производство). Ну, и в «Грозу» Джорджоне можно втыкать полжизни, совершенно независимо от того, на каком этаже она висит.
Также и умыкнутая из музея Коррер карта Венеции 1500 года в почти натуральную величину, выгравированная безымянным соратником де Барбари, способна приковать внимание зрителя надолго, даже без глупой словесной подсказки кураторов выставки, где на ней следует поискать типографию Альдо Мануцио (искать её нужно слева от прóклятого Бродским здания Сбербанка на кампо Манин, но не на гравюре, а на местности). Интересно в этой карте буквально всё, потому что решительно всё узнаваемо. Включая отсутствие моста Академия, строительство которого хоть и предлагалось Сенату во времена Мануция (конкретно, в 1488 году), но былью эту сказку сделали сперва австрийские оккупанты в 1854, затем итальянские фашисты в 1933.
Плохая новость (впрочем, никак не связанная с Мануцием) состоит в том, что Венеция нынешней весной осталась совершенно без всего своего Босха. Оба триптиха из Академии и «Четыре видения загробной жизни» из палаццо Гримани, слегка подреставрировав и повыставляв вместе в феврале, услали в родной город художника, на голландскую ретроспективу к 500-летию, которая готовилась аж 9 лет и собрала вместе 20 полотен и 19 рисунков этого удивительного гения. Ещё одна плохая новость состоит в том, что эта самая выставка в 's-Hertogenbosch продлится не весь юбилейный год, как многие думают, а закроется через 50 дней, и после 8 мая весь Босх оттуда разлетится обратно по музеям и галереям Мадрида, Вашингтона, Парижа и Венеции. Так что если кто собирался посетить 's-Hertogenbosch во время летних каникул — самое время эти планы скорректировать, и ехать туда не позже майских праздников.