Anton Nossik (dolboeb) wrote,
Anton Nossik
dolboeb

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Categories:

Плохая Лукка и ужасная Мантуя

Однажды Павел Павлович Муратов прибыл в прекраснейший тосканский город Лукка. И в этом городе ему не понравилось решительно всё: живопись, скульптура, архитектура, улицы, дома и местные жители. Ровно три вещи в Лукке похвалил Павел Павлович. Во-первых, надгробие Иларии дель Каретто в часовне кафедрального собора Св. Мартина:

Этот памятник Муратов горячо одобрил, не забыв отметить, что автор его, скульптор Якопо делла Кверчия — не местный. А криворуким художникам Лукки такого шедевра вовек не создать.

Также похвалы Муратова удостоилась церквушка Santa Maria della Rosa, которую он назвал «самой трогательной» из всех готических часовен Италии и оценил выше её знаменитой пизанской сестры. Что трогательного Павел Павлович нашёл в этой прямоугольной твердокаменной будкой, я долго пытался разобраться, но не преуспел.

Наконец, Муратову понравилась прогулка по усаженным платанами городским стенам, окружающим старую Лукку по периметру. Но не сама по себе прогулка, а возможность вырваться из «вечной тесноты и зимней сырости узких, точно щели, улиц похожего на тюрьму маленького городка».

Пожалуй, очерк Муратова о Лукке — самый яркий и вопиющий пример того, как несправедлив может быть автор путеводителя к городу, который ему почему-либо не понравился. На мой вкус, Лукка — один из красивейших городов Тосканы, и с улицами там всё в полном порядке, и башня Гвиниджи, с платановым садом на крыше, великолепна, и фасады проторенессансных соборов радуют мой глаз, и скульптуры Чивитали хороши, и живопись в церквах интереснейшая, хоть и мелковата размером, а уж по стенам городским я готов гулять до скончания дней. Но так уж вышло, что Павел Павлович всё это (кроме стен) обосрал, не жалея коричневой краски.

У меня в Италии тоже есть такой город, про который если б я что-нибудь стал писать, то преимущественно гадости.

Находится он в Ломбардии, называется Мантуя, окружён тремя искусственными озёрами, а славится на весь мир своей фотогеничностью (см. выше снимок из Википедии) и тем, что в нём никогда не жил придворный шут Риголетто. Ехать туда из любой осмысленной точки Италии, даже северной — долго и утомительно, а делать там, в сущности, нечего. Виды пресловутого озёрного города безбожно перехвалены, картинные собрания бедны (вследствие жесточайшего австрийского разграбления, сравнимого с sacca di Roma), дворец герцогов Гонзага напоминает бабушкин сундук, а неказистый кафедральный собор напротив замка похож на сельский клуб в Кировской области.

В Мантуе есть ровно две достопримечательности, оправдывающие поездку: комната новобрачных, которую расписал Мантенья в том самом дворце Гонзага, и сумасшедший палаццо Те — главное творение великолепного Джулио Романо, совершенно крышесносная постройка с неописуемыми росписями внутри. (О том, как Романо порезвился в Мантуе, мы тут уже цитировали мемуары Вазари).

Ради двух этих видов стоит потратить 6 часов жизни на дорогу из Милана и обратно. Главное — не рассчитывать, что в городе найдутся ещё какие-нибудь стоящие достопримечательности, помимо двух общеизвестных. Если же вы хотите составить представление о Мантуе как красивейшем месте в Италии, навек сохранить в сердце любовь к её пейзажам и озёрам — читайте XVIII и XIX главы путеводителя Ипполитова по Ломбардии, заключительную главу третьего тома Муратова (кстати, намекавшего читателю, что после отбытия из города «хищных имперцев» ловить там стало нечего, кроме бессчётных спиритуальных сокровищ), а также записки Вазари о жизни в этом городе за столетие до разграбления.
Tags: архитектура, италия, лукка, мантуя, путешествия
Subscribe

Posts from This Journal “италия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments