«Иностранным агентом», по российскому законодательству, считается всякая общественная организация, которая занимается в России «политической деятельностью», а финансирование получает из-за рубежа. При этом «финансированием из-за рубежа» называются абсолютно любые средства, технически поступившие на счёт организации из-за границы, независимо от суммы и происхождения. То есть любые деньги, пожертвованные нашими соотечественниками за рубежом через PayPal на лечение российских детей, помощь сиротам, инвалидам и жертвам стихийных катастроф, строительство хосписов и ремонт больниц, а также любые пожертвования на эти нужды, совершённые резидентами РФ со своих задекларированных иностранных счетов, уже сегодня подпадают под зловещее определение «иностранного финансирования», начиная с суммы в одну копейку.
Но в ныне действующем законодательстве о некоммерческих организациях прописано, что «к политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, соцподдержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты животного и растительного мира, благотворительная деятельность».
В силу этой оговорки до последнего времени наезды на НКО социально-медицинской сферы по поводу «иностранного финансирования» были единичны, и объяснялись чрезмерным должностным рвением альтернативно одарённых прокурорских работников из глубинки. Так, в 2013 году районная прокуратура Истры признала «иностранным агентом» подмосковное НКО «Помощь больным муковисцидозом», а в сентябре 2015 в Рязани под такой статус подвели еврейскую благотворительную организацию «Хесед-Тшува», оплачивающую в этом городе патронаж для 100 лежачих больных, бесплатную столовую для пенсионеров, закупку колясок и костылей для инвалидов, лечение и медикаменты для нуждающихся членов общины.
Законопроект, который вносится в Госдуму в первом чтении, призван превратить такие «перегибы на местах» в федеральную юридическую норму. По новому определению, любая работа некоммерческих организаций, подразумевающая их взаимодействие с органами власти (например, выбивание квот для больных в минздраве, объяснение инвалидам их законных прав на льготы и пособия, участие в круглых столах с чиновниками и экспертных советах, публикации и интервью в СМИ) — достаточная причина для признания деятельности благотворительного фонда «политической». Что, в сочетании с пожертвованным рублём из-за границы, позволяет внести этот фонд в реестр иностранных агентов. За несогласие с этим статусом и ограничениями, которые он налагает, организация подлежит ликвидации, а её должностные лица — уголовной ответственности по ст. 330.1 УК РФ («Злостное уклонение от исполнения обязанностей, определенных законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента»).
Статус «иностранного агента» плох не тем, что его носителей обязывают нашить соответствующий ярлык себе на одежду и предъявлять при всяком появлении на публике. И не тем, что с организациями, носящими такой статус, отказываются сотрудничать любые госструктуры. Статус «иностранного агента» вносит такие органичения в работу НКО и налагает такие дорогостоящие обязательства по непрерывному финансовому аудиту, которые в существующие сметы никакой благотворительной организации не заложены. У обычной российской НКО, попытавшейся выполнить требования закона об иностранных агентах в части аудита, на бухгалтерскую отчётность будет уходить больше денег, чем на всю её уставную деятельность, включая зарплаты, аренду, офисные расходы, бензин и налоги со сборами. Поэтому для любой некоммерческой организации, созданной «снизу» волонтёрами, не имеющей за спиной спонсора из первой сотни Forbes, статус «иностранного агента» равнозначен чёрной метке. Зачем в предвыборный год наши думцы решили разослать такую метку всем благотворительным организациям России — полная загадка для меня. Видимо, кроме «Подари жизнь» и Помоги.Орг врагов у Отечества совсем уже не осталось.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →