Anton Nossik (dolboeb) wrote,
Anton Nossik
dolboeb

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Categories:

Кстати о Закройщике: Серов в Лондоне и Шекспир в Москве

Всякий раз, проходя Новинским пассажем, встречаюсь глазами со знаменитым «Закройщиком» (Il Tagliapanni) кисти великолепного бергамасского портретиста Морони:

Как видите, рекламирует он тут бутик с индпошивом мужских сорочек. Не торопимся сетовать на времена и нравы, поскольку сам Морони 450 лет назад писал этот портрет для сходных нужд. Другой вопрос, что бизнес героя картины вряд ли мог себе позволить аренду ателье в «Новинском пассаже» (по крайней мере, до марта 2014 года).

С Джамбаттиста Морони у меня — та же проблема примерно, как с Медным Всадником. Написать большой текст про его жизнь и картины собираюсь ещё с зимы. Потому что это ещё один важный персонаж эпохи Возрождения, о трудной судьбе которого в Бергамо знает каждая собака, а отъедешь 45 минут электричкой до Милана — и там в лучшем случае припомнят, что это какой-то сельский портретист, нарисовавший портного. В Венеции с Флоренцией и этого не вспомнят: своих забытых гениев хватает. В Лондоне, где Морони, в сущности, переоткрыли после трёх веков забвения, и где собрана вторая после Бергамо коллекция его картин (потому что второй хранитель собрания National Gallery оказался большим фанатом), первая персоналка живописца прошла лишь год назад. Это была очень крутая выставка в Royal Academy of Arts, много серьёзней и интереснее того шоу, которое устроили год спустя бергамаски в местных музеях. Вот трейлер от её куратора, который тоже явно одобрил бы рекламу бутика в Новинском пассаже:

Мне, естественно, хочется рассказывать про Морони долго и обстоятельно, как про кондотьера Коллеони, про венецианского Пиросмани или про «Грозу» Джорджоне. Но опыт подсказывает, что пишутся такие лонгриды очень долго, а читаются трудно. Поэтому просто считайте этот пост за анонс. Рано или поздно я напишу тут обстоятельно и про Морони, и про его ещё более прочно забытого учителя Моретто, и про доктора Морелли (тоже ломбардийца), а пока — анонс в тему.

В главном здании Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке проходит в эти дни (до 24 июля) выставка портретов из лондонской National Portrait Gallery «От Елизаветы до Виктории». Привезли 49 полотен: портреты Елизаветы I и Шекспира (прижизненные), адмирала Нельсона, лорда Байрона, Чарльза Дарвина, Чемберлена с Бальфуром (двойной!) и Джерома К. Джерома. В обычное время все эти полотна висят себе в постоянной экспозиции NPG, в правом крыле того самого здания National Gallery на Трафальгарской площади, где «Закройщик» Морони соседствует с портретами его учителя Моретто.

Выставка в Третьяковке — обменная, то есть в залах National Portrait Gallery прохожит в эти же дни (до 26 июля) зеркальная экспозиция из Москвы. С предсказуемым различием: NPG показывает в Москве портреты за 300 лет (с XVI по XX век), а Третьяковка в Лондоне — примерно за 75 (с конца 1830-х по 1910-е). Но собрание картин очень представительное, от академиков до модернистов: «Мусоргский» Репина, «Достоевский» и «Даль» Перова, «Портрет Ивана Морозова» Серова, «Савва Мамонтов» и «Портрет жены» Врубеля... Один Исаак Ильич представлен, по своему обыкновению, пейзажем «Сумерки. Луна».
Tags: бергамо, возрождение, выставка, живопись, италия, лондон, москва, портрет, третьяковка
Subscribe

Posts from This Journal “третьяковка” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments