Anton Nossik (dolboeb) wrote,
Anton Nossik
dolboeb

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Categories:

Сервис социальных закладок умер, но тело его живёт

На свете есть немало приложений и соцсетей, польза от которых в лучшем случае сомнительна. Мы скачиваем их, регистрируемся, подключаемся, пробуем там чем-нибудь заняться полезным, тратим силы и время, потом машем рукой и забиваем болт.

Таков объективный закон развития сервисного пейзажа в Интернете. На каждый успешный Инстаграм тут приходится дюжина, если не сотня мертворожденных социальных фотосервисов, более ранних, или более поздних, создатели которых что-нибудь забыли учесть или допилить — и в результате оно не взлетело. А бывают и такие ниши, в которых за полтора десятка лет вообще не случилось внятного лидера, несмотря на полезность исходной задумки. Потому, например, что протокол их обновления и просмотра не отвечает привычкам интернет-аудитории.

Яркий пример такой ниши — социальные закладки. 11 лет назад за лидерство на этом рынке бились такие титаны, как Google и Yahoo, скупая сторонние решения и предлагая свои собственные, но корм всякий раз оказывался не в коня. Потому что это, увы, не органичный для веба механизм коммуникации между вещателями и их подписчиками.

Протокол взаимодействия в этом типе приложений прост: вещатель ходит по Интернету, время от времени натыкается на интересные сайты, вносит их в свои публичные закладки. А подписчик, видя эти обновления, идёт следом по тем же ссылкам и просвещается. И есть ровно пять ключевых параметров, по которым ни один из этих сервисов не может обрести внятность, необходимую для полноценного успеха на рынке:

— Формат
— Периодичность обновления
— Тематика
— Способы обратной связи
— Монетизация


Понятно, что если бы кому-нибудь удалось разобраться с последним пунктом, то такой вещатель мог бы довести до ума и предыдущие четыре. Нанять профессиональную редакцию, которая и формат бы придумала, и рубрикатор составила, и периодичность сумела просчитать, исходя из общего числа полезных находок в природе, и нашла бы способ упромысливать полезный читательский feedback. Но увы, не случилось такого, — ни в Америке, ни у нас. Так что единственным полезным и живым приложением рядом с этой нишей был и остаётся Evernote. Потому что этот сервис записок на манжетах исходно не подразумевал вещания, медийности, сторонней аудитории, внешней популярности. Писатель там равен читателю, заметки пишутся не для широкой публики, а для себя, любимого, и модель монетизации — плата подписчика за сервис. Конечно, и Evernote не удержался от создания механизма широкой публикации заметок, но эта фича не была ключевой, и её тупиковость бизнесу компании никогда не повредила.

После всего сказанного поделюсь приятной новостью. Я недавно обнаружил первый на моей памяти полезный пример работы сервиса социальных закладок. Сыскался он на платформе Pinterest, где у меня самого за последние 5 лет скопилось 765 подписчиков, 12 подборок и 81 закладка, но в общем и целом мой собственный опыт с этой соцсетью я склонен считать лишним свидетельством её мертворожденности и бесперспективности, по причинам, подробно объясненным выше. Эти мои 12 подборок — абсолютно случайный набор ссылок, без внятной периодичности, без объединяющей тематики, без понятного читателю формата описания, без обратной связи. Когда в таком же режиме 5 месяцев работает мой канал «Бюро находок» в Телеграме, то там эта винегретная пестрота и бесформатность уместна. Подписчики в Telegram просто согласились, чтобы я их время от времени развлекал интересными лично мне ссылками, картинками и иными находками, без обязательств с их или моей стороны. Кстати, подписчиков там сегодня 2785 человек — то есть темпы роста аудитории опережают показатели Pinterest в неслабых 44 раза. Однако ж прерву рекламную паузу и вернусь к редкому примеру осмысленного использования Pinterest.

Двое миланских ИП-экскурсоводов, Антонелла Фуга и Джакомо Дзаватерри, водят экскурсии по Ломбардии — для тех, кого в Милане интересует не только шмотьё и мебель. Для продвижения этого сервиса они в 2011 году создали сайт MilanoArte. А для поддержки этого сайта завели аккаунт MilanoArte в сети Pinterest. И там всё очень правильно сделано и организовано, любуемся.

Аккаунт состоит из 36 тематических папок, каждая из которых отображает ту или иную достопримечательность Милана и/или его окрестностей. Брера, Амброзиана, Ла Скала, галерея Витторио Эммануэле II, галереи д’Италия, Тайная вечеря — всё это папки. Внутри каждой — и официальные сайты, и качественные фотоотчёты туристов о посещении, и репродукции, и умные статьи по теме. Для человека с подпиской о невыезде эта коллекция заменяет хорошее путешествие в Бергамо авиакомпанией «Победа». Для человека, у которого такой подписки нет — повод задуматься, какого хуя он до сих пор не там.

Сколь бы ни был Pinterest мертворожденным и тупиковым проектом, существование на этой платформе таких подборок доказывает, что при правильном подходе пользу можно извлечь из абсолютно любой площадки.

Я уверен, что этот пример — не единственный, так что в комментариях первого уровня рад буду видеть ссылки на другие столь же полезные аккаунты и коллекции Pinterest.
Tags: instagram, pinterest, telegram, живопись, италия, социальные сети
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments