Anton Nossik (dolboeb) wrote,
Anton Nossik
dolboeb

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Сервис социальных закладок умер, но тело его живёт

На свете есть немало приложений и соцсетей, польза от которых в лучшем случае сомнительна. Мы скачиваем их, регистрируемся, подключаемся, пробуем там чем-нибудь заняться полезным, тратим силы и время, потом машем рукой и забиваем болт.

Таков объективный закон развития сервисного пейзажа в Интернете. На каждый успешный Инстаграм тут приходится дюжина, если не сотня мертворожденных социальных фотосервисов, более ранних, или более поздних, создатели которых что-нибудь забыли учесть или допилить — и в результате оно не взлетело. А бывают и такие ниши, в которых за полтора десятка лет вообще не случилось внятного лидера, несмотря на полезность исходной задумки. Потому, например, что протокол их обновления и просмотра не отвечает привычкам интернет-аудитории.

Яркий пример такой ниши — социальные закладки. 11 лет назад за лидерство на этом рынке бились такие титаны, как Google и Yahoo, скупая сторонние решения и предлагая свои собственные, но корм всякий раз оказывался не в коня. Потому что это, увы, не органичный для веба механизм коммуникации между вещателями и их подписчиками.

Протокол взаимодействия в этом типе приложений прост: вещатель ходит по Интернету, время от времени натыкается на интересные сайты, вносит их в свои публичные закладки. А подписчик, видя эти обновления, идёт следом по тем же ссылкам и просвещается. И есть ровно пять ключевых параметров, по которым ни один из этих сервисов не может обрести внятность, необходимую для полноценного успеха на рынке:

— Формат
— Периодичность обновления
— Тематика
— Способы обратной связи
— Монетизация


Понятно, что если бы кому-нибудь удалось разобраться с последним пунктом, то такой вещатель мог бы довести до ума и предыдущие четыре. Нанять профессиональную редакцию, которая и формат бы придумала, и рубрикатор составила, и периодичность сумела просчитать, исходя из общего числа полезных находок в природе, и нашла бы способ упромысливать полезный читательский feedback. Но увы, не случилось такого, — ни в Америке, ни у нас. Так что единственным полезным и живым приложением рядом с этой нишей был и остаётся Evernote. Потому что этот сервис записок на манжетах исходно не подразумевал вещания, медийности, сторонней аудитории, внешней популярности. Писатель там равен читателю, заметки пишутся не для широкой публики, а для себя, любимого, и модель монетизации — плата подписчика за сервис. Конечно, и Evernote не удержался от создания механизма широкой публикации заметок, но эта фича не была ключевой, и её тупиковость бизнесу компании никогда не повредила.

После всего сказанного поделюсь приятной новостью. Я недавно обнаружил первый на моей памяти полезный пример работы сервиса социальных закладок. Сыскался он на платформе Pinterest, где у меня самого за последние 5 лет скопилось 765 подписчиков, 12 подборок и 81 закладка, но в общем и целом мой собственный опыт с этой соцсетью я склонен считать лишним свидетельством её мертворожденности и бесперспективности, по причинам, подробно объясненным выше. Эти мои 12 подборок — абсолютно случайный набор ссылок, без внятной периодичности, без объединяющей тематики, без понятного читателю формата описания, без обратной связи. Когда в таком же режиме 5 месяцев работает мой канал «Бюро находок» в Телеграме, то там эта винегретная пестрота и бесформатность уместна. Подписчики в Telegram просто согласились, чтобы я их время от времени развлекал интересными лично мне ссылками, картинками и иными находками, без обязательств с их или моей стороны. Кстати, подписчиков там сегодня 2785 человек — то есть темпы роста аудитории опережают показатели Pinterest в неслабых 44 раза. Однако ж прерву рекламную паузу и вернусь к редкому примеру осмысленного использования Pinterest.

Двое миланских ИП-экскурсоводов, Антонелла Фуга и Джакомо Дзаватерри, водят экскурсии по Ломбардии — для тех, кого в Милане интересует не только шмотьё и мебель. Для продвижения этого сервиса они в 2011 году создали сайт MilanoArte. А для поддержки этого сайта завели аккаунт MilanoArte в сети Pinterest. И там всё очень правильно сделано и организовано, любуемся.

Аккаунт состоит из 36 тематических папок, каждая из которых отображает ту или иную достопримечательность Милана и/или его окрестностей. Брера, Амброзиана, Ла Скала, галерея Витторио Эммануэле II, галереи д’Италия, Тайная вечеря — всё это папки. Внутри каждой — и официальные сайты, и качественные фотоотчёты туристов о посещении, и репродукции, и умные статьи по теме. Для человека с подпиской о невыезде эта коллекция заменяет хорошее путешествие в Бергамо авиакомпанией «Победа». Для человека, у которого такой подписки нет — повод задуматься, какого хуя он до сих пор не там.

Сколь бы ни был Pinterest мертворожденным и тупиковым проектом, существование на этой платформе таких подборок доказывает, что при правильном подходе пользу можно извлечь из абсолютно любой площадки.

Я уверен, что этот пример — не единственный, так что в комментариях первого уровня рад буду видеть ссылки на другие столь же полезные аккаунты и коллекции Pinterest.
Tags: instagram, pinterest, telegram, живопись, италия, социальные сети
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments