Anton Nossik (dolboeb) wrote,
Anton Nossik
dolboeb

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Samsung взрывается. И не взрывается

История про самовозгорающиеся Samsung Galaxy Note7 поражает воображение.

Вообще, довольно трудно поверить, что это реальный сюжет из новостей, а не сценарий японского фильма ужасов. История выглядит тем более странно, что сам по себе отзыв продукции из серий, в которых вскрылся брак — событие вполне рядовое, в автопроме такое случается каждый год, в том числе и с самыми премиальными моделями. Например, в мае Daimler отозвал в США 705.000 легковых машин Mercedes и 136.000 микроавтобусов марки Dodge и Freightliner для замены взрывающихся подушек безопасности марки Takata. На сайтах ведущих автопроизводителей есть штатные разделы, посвящённые информации о моделях, подлежащих замене. И там эта практика больше похожа на рутину, чем на страшилку, хотя, согласитесь, неисправный автомобиль на дороге представляет куда более серьёзную угрозу для жизни людей, чем литий-ионная батарейка в смартфоне…

На том рынке, где работает Samsung, отзыв продукции в связи с обнаруженным браком — тоже не редкость. Та же компания Apple не раз объявляла о замене своих смартфонов, плееров, ноутбуков в связи со вскрывшимися в них неполадками. В минувшем январе было объявлено об отзыве сетевых адаптеров Apple, выпускавшихся с 2003 по 2015 год. Тогда же Microsoft объявила об обмене 285.000 зарядников к своим планшетам Surface Pro. Но как-то все эти отзывы проходят тихо, спокойно, в рабочем порядке, без шума, паники и биржевого краха. Люди просто заглядывают в точку продаж и производят замену. И как Samsung ухитрился нарваться в одночасье на такой всемирный скандал по банальному поводу — понять не слишком просто.

Конечно, тут сошлось воедино сразу несколько факторов, чтоб корейцы нарвались на идеальный шторм. Сыграл свою роль ажиотажный спрос, связанный с удачной презентацией модели в августе, за месяц до анонса iPhone 7 (до отзыва Note7 в 10 странах успели продать больше 2,5 млн таких трубок). Тот факт, что по сей день, через две недели после объявления об отзыве, ни в одной стране у Samsung нет рабочей схемы обмена Note7, тоже не облегчает ситуацию. Клиентам предлагают на выбор либо даунгрейд их фаблета до S7, либо прокат временной трубки в ожидании замены — но сроков, когда на рынке появятся исправные модели Note7 взамен бракованной партии, в компании назвать не могут (сдавшим свою трубу предлагают ждать звонка от дилера после 21 сентября). У технической проблемы — две составляющих: не только сама дефективная батарейка (изделие дочерней Samsung SDI), но и как потом убедить регуляторов в разных странах, что замена действительно безопасна.

С регуляторами — проблема отдельная. Мало того, что в каждой стране есть своё собственное ведомство, надзирающее за безопасностью электроприборов, и виза американского контролёра — не указ для Канады, Мексики или Европы. Так теперь ещё Samsung отдельно нарвался на тему безопасности воздушных перевозок. Эта история зрела давно: в пассажирских памятках многих авиакомпаний о запрете перевозки литий-ионных батареек сказано прямым текстом. И тут, в отличие от перевозки жидкостей, сдача в багаж проблемы не решает: от самовозгорания в багажном отсеке никому на борту легче не будет.

Буквально до сентября 2016 года проблема была теоретической. Вернее, она затрагивала только тех редких пассажиров, которым взбрело в голову попутешествовать с гироскутером. Требовать от пассажиров, чтобы они перед полётом выкинули в мусорку не только пластиковую бутылку воды, но и свой новенький смартфон стоимостью дороже $800, ни одной авиакомпании до сих пор в голову не приходило. А теперь пришло. KLM и Air France уже объявили, что не пускают на борт пассажиров с Samsung Galaxy Note7 — и в багаж он тоже не принимается. Понятно, что если распространить эту норму на все смартфоны, можно остаться без пассажиров. Но вот так уж Самсунгу повезло, что счастливых обладателей его новинки назначили в этой истории мальчиками для битья.

История с авиацией — длинная, и продолжение, как водится, следует. Форсировать её авиакомпании не заинтересованы, но если рано или поздно случится авиакатастрофа, связанная с самовозгоранием батареек в багажном или пассажирском отсеке, то действующие правила воздушных перевозок смартфонов, планшетов и ноутбуков начнут судорожно пересматриваться во всём мире, и мало не покажется никому. Сегодня все уже забыли, что там за теракт британские спецслужбы предотвратили в Хитроу 11 лет назад, а геморой с жидкостями на борту воздушного судна по сей день актуален для пассажиров всех перевозчиков, кроме «Эль Аль». Почему именно Израиль не играет в эти игры с жидкостями — можно прочесть внятное каббалистическое объяснение в эпилоге нового романа Пелевина. Но если на каком-нибудь пассажирском или грузовом борту в мире загорится литий-ионная батарейка, от последствий не спасёт даже тетраграмматон. Кстати, формально в правилах «Эль Аль» запрет на провоз батареек прописан ещё в прошлом тысячелетии. Наряду с запретами спичек, зажигалок и жидкости для снятия лака с ногтей.

Конечно, в значительной степени в панике вокруг Note7 виноват сам корейский концерн. Формулировки, которые он использовал для отзыва бракованной продукции, стоит признать вполне беспрецедентными в мировой практике. Когда производитель автомобилей отзывает их серию, он не пишет «немедленно подрулите к обочине, заглушите мотор и вызывайте эвакуатора, чтоб Вам не снесло башку панелью подушки безопасности, и шрапнель не изрешетила Вашу тушку». Когда Apple признаёт дефективными свои блоки питания за 2003-2015 год, корпорация не пишет клиентам «немедленно вырубайте Ваш iPhone/iPad/iPod и «макинтош», чтоб не разделить судьбу пьяного ежа из песни Eruption». А формулировка для отзыва Samsung Galaxy Note7 была именно такова. Вырубайте его нахер, срочно, сейчас. Иначе сгорите заживо, и сами будете виноваты, потому что наше дело — предупредить заранее.

В общем, Samsung в этой истории наделал ошибок, на которых биржевые спекулянты уже благополучно наварили в три конца, и ещё неоднократно наварят. А нам всем стоит задуматься, где лежит правильный баланс между угрозами современных бытовых технологий, и удобствами, от которых мы уже не готовы отказаться. Вот, например, что лично Вы сделаете, если Вам в аэропорту предложат выкинуть новенький смартфон за $800+? Выкинете его и полетите, или билет сдадите?
Tags: apple, samsung, авиация, гаджеты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 139 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →