Anton Nossik (dolboeb) wrote,
Anton Nossik
dolboeb

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Category:

Людвиг ван Бетховен и Город Золотой

В титрах фильма Сергея Соловьёва «АССА» слова и музыка песни про «Город золотой» были приписаны Борису Гребенщикову, который исполняет её за кадром.

Вскоре выяснилось, что текст принадлежит поэту Анри Волохонскому, а музыка — вроде как Алексею Хвостенко, впервые исполнившему стихи на эту мелодию. Впрочем, Хвостенко от авторства мелодии сразу открестился, указав на итальянского композитора-лютниста XVI века Франческо Канова да Милано. Будто бы именно он является автором «Сюиты для лютни», на музыку которой так красиво легли стихи Волохонского (как впоследствии выяснилось, Волохонский и писал свои стихи на эту конкретную мелодию). Версия подтверждалась советским альбомом 1968 года «Лютневая музыка XVI—XVII веков», где эта композиция стоит первым номером. Поэтому на протяжении последующих 15 лет автором музыки всюду указывался Франческо да Милано. На официальном сайте «Аквариума» его авторство по-прежнему отражено в выходных данных «Десяти стрел».

В середине нулевых мой неленивый московско-израильский друг Зеэв Гейзель, литератор, поэт и просветитель, провёл поразительное расследование, позволившее полностью опровергнуть привычную атрибуцию авторства этой прекрасной музыки. Полная история его многолетних разысканий описана здесь в 11 главах с эпилогом, но вкратце вот что ему удалось превыше сомнения установить: в 1968 году ленинградский музыкант-виртуоз Владимир Вавилов, чтобы записать на фирме «Мелодия» свои собственные сочинения для лютни, приписал их авторство реальным итальянским композиторам XVI-XVII веков, которые на самом деле ничего подобного не писали. Просто если б он пытался те же сочинения издать под своим именем, чиновники с ним разговаривать не стали б, а классиков — пожалуйста, издали на ура и потом несколько раз ещё допечатывали тиражи. При жизни Вавилова об обмане догадывались специалисты, но шума не поднимали. С публикацией Гейзеля (через 33 года после смерти Вавилова) наступила полная и окончательная ясность.

Так что сегодня мы знаем доподлинно, что автором музыки, приписывавшейся Франческо да Милано, как и многих других сочинений на той легендарной, трижды переиздававшейся, пластинке «Мелодии», на самом деле являлся непризнанный ленинградский гений Владимир Фёдорович Вавилов (1925-1973), к званиям которого через 30 лет после смерти добавился титул «мистификатор». К счастью, разыскания Гейзеля не прошли незамеченными, и сегодня про авторство Вавилова сказано в классике, сказано в календарях.

Нисколько ни умаляя заслуг Зеэва Гейзеля в разыскании и его тёзки Вавилова в композиции, осмелюсь обратить внимание читателя на ещё один музыкальный источник, которым вдохновение Вавилова, очевидно, питалось при создании «Канцоны и танца»: заключительное Rondo, Molto Allegro из Третьего фортепьянного концерта Людвига ван Бетховена, Op. 27. В современной роковой обработке оно звучит, например, так:

В версии ближе к классической это рондо звучит так:

Мне кажется, трудно не заметить тут каденции, которая послужила Владимиру Фёдоровичу кирпичиком в его бессмертном творении. С оглядкой на наши нервные времена и судилища, сразу оговорюсь, что речь, разумеется, не о плагиате, а о бережном и очень красивом цитировании Людвига Иваныча. Который, к слову сказать, и сам любил поиграться с чужими фразами. Во времена классиков, когда не было поблизости ни Трунова, ни Добровинского, такая практика считалась нормой.

NB: очень красивое исполнение 3-го фортепьянного концерта Бетховена музыкантами The Pocket Symphony можно посмотреть в моей ноябрьской трансляции на Фейсбуке.
Tags: бетховен, гребенщиков, музыка, цитата
Subscribe

  • Итальянская жопера: трудящиеся против смерти

    Путешествуя по Италии, бродя под сводами её величественных соборов, восхищаясь живописью и скульптурой в стенах её грандиозных дворцов, отдавая…

  • Об угрозах и пользе совместительства

    Как должен относиться работодатель или начальник к тому, что его сотрудник, занятый на полную ставку, работает где-то ещё, на стороне? Первый…

  • Странная закономерность

    Бывает в жизни такая печальная история: водишь социальное знакомство с какой-нибудь дамой, встречаешься с нею в гостях у общих друзей, на концертах и…

  • Лытдыбр: двигаться дальше

    Житейский опыт подсказывает, что в одну реку можно не только дважды войти. Из неё можно даже дважды выйти. С сегодняшнего дня я не работаю в…

  • Лытдыбр: как я провёл пятницу

    Вчера я проснулся в девять, в предвкушении бурной утренней суеты, потому что в компанию < суп > возвратился из долгой Калифорнии всем…

  • Кто хочет стать тренером? RT pls

    Грамотный компьютерщик, желающий стать тренером по компьютерной безопасности, приглашается пройти курс подготовки таких тренеров а Турции, начиная с…

  • Требуются гении ASP.net и FrontEnd

    Стартапу Workle, в котором я имею честь и удовольствие участвовать, срочно требуются светлые программистские головы за приличные и белые деньги.…

  • С днём рождения, WhoYOUgle!

    Сегодня исполняется 2 года с момента публичного запуска проекта WhoYOUgle. Это, безусловно, один из самых полезных сервисов, которые мне довелось…

  • For the record

    С сегодняшнего дня я не являюсь ни шеф-редактором БФМ.Ру, ни заместителем генерального директора «Объединённых медиа». Проект, который я в 2008…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Итальянская жопера: трудящиеся против смерти

    Путешествуя по Италии, бродя под сводами её величественных соборов, восхищаясь живописью и скульптурой в стенах её грандиозных дворцов, отдавая…

  • Об угрозах и пользе совместительства

    Как должен относиться работодатель или начальник к тому, что его сотрудник, занятый на полную ставку, работает где-то ещё, на стороне? Первый…

  • Странная закономерность

    Бывает в жизни такая печальная история: водишь социальное знакомство с какой-нибудь дамой, встречаешься с нею в гостях у общих друзей, на концертах и…

  • Лытдыбр: двигаться дальше

    Житейский опыт подсказывает, что в одну реку можно не только дважды войти. Из неё можно даже дважды выйти. С сегодняшнего дня я не работаю в…

  • Лытдыбр: как я провёл пятницу

    Вчера я проснулся в девять, в предвкушении бурной утренней суеты, потому что в компанию < суп > возвратился из долгой Калифорнии всем…

  • Кто хочет стать тренером? RT pls

    Грамотный компьютерщик, желающий стать тренером по компьютерной безопасности, приглашается пройти курс подготовки таких тренеров а Турции, начиная с…

  • Требуются гении ASP.net и FrontEnd

    Стартапу Workle, в котором я имею честь и удовольствие участвовать, срочно требуются светлые программистские головы за приличные и белые деньги.…

  • С днём рождения, WhoYOUgle!

    Сегодня исполняется 2 года с момента публичного запуска проекта WhoYOUgle. Это, безусловно, один из самых полезных сервисов, которые мне довелось…

  • For the record

    С сегодняшнего дня я не являюсь ни шеф-редактором БФМ.Ру, ни заместителем генерального директора «Объединённых медиа». Проект, который я в 2008…