Пять человек — не Бог весть какая репрезентативная выборка, конечно же. Но вштырило меня ничуть не меньше, от простого осознания, что из этих пятерых сегодня один живёт во Франции, другой — в кантоне Берн, третий — в Иерусалиме, четвёртый — в Лондоне. И только я один — по-прежнему в Москве, хоть когда-то и уезжал из СССР первым, в ту пору, когда никто из моих одноклассников никуда отсюда валить не собирался.
Пишу об этом не к тому, чтобы посетовать вслед за депутатом Смолиным об утечке мозгов, а в связи с совершенно прикладным практическим поводом. В ближайший вторник, 13 декабря, в Ситиклассе на Дружинниковской состоится мой последний в нынешнем году семинар «Теория и практика эмиграции». Обсудим, куда и зачем люди едут, какие проблемы и радости ждут отъезжающего на новом месте, почему недопустимо уезжать в эмиграцию «ради детей», чем плохи русскоязычные иммиграционные консультанты, и чем выпускник российского/советского вуза лучше белуджа или пуштуна, с точки зрения иммиграционных властей США и ЕС. И затронем ещё множество тем, которые я сейчас не возьмусь даже предсказывать.
Как обычно, в программе семинара минут 45 отводится на мои собственные мысли по поводу, а дальше отвечу на все вопросы, которые есть у слушателей. Это самая интересная часть семинара, она длится до 3 часов подряд (в зависимости от активности слушателей), так что просто готовьте вопросы по теме, интересующие лично вас. О чём спросите — о том и отвечу.