Не повернётся язык назвать их «эпохой».
Но это был яркий и интересный эксперимент, результаты которого человечеству ещё долго предстоит расхлёбывать.
Барак Обама, по сути дела, воплотил ту самую мечту, о которой Путин много лет твердил на внутренних и международных форумах, но не знал, с какого конца взяться за её осуществление.
Результатом внешней политики Обамы стал пресловутый многополярный мир, где влияние США в Восточном полушарии обеспечивается не экономическим, научно-техническим и социо-культурным превосходством, а няшной внешней политикой умиротворения, поощрения, одобрения и сглаживания противоречий.
Политика эта была осознанная, идеологически выверенная, озвученная.
Обама мечтал о таком мире, где самые заклятые враги Америки её полюбят, потому что убедятся, что Америка им ни в чём не помеха, что она готова их всех обнять, приласкать и по головке погладить, ничего не требуя взамен, даже формальных заявлений о взаимности этих чувств.
За озвучивание этой программы Обама в своё время Нобелевскую премию мира и получил, ничего ещё не успев сделать.
Потом он начал проводить эту волшебную политику замирения. Флагманским проектом, ещё с первого президентства, была «нормализация отношений» с Ираном. Обама предположил, что иранские аятоллы потому раньше такие вредные были (с 1979 года), что у них велосипеда не было. Нужно просто дать им этот велосипед — снять санкции, отменить контроль за программой создания ядерного оружия — и сразу они подобреют. Эксперимент удался: санкции сняты, международного контроля за ядерным арсеналом Ирана больше нет. Как ни удивительно, аятоллы от этого ни разу не подобрели. Они продолжают строить атомную бомбу, снабжать деньгами и оружием террористические группировки в Ираке, Сирии и Палестине, шлют Корпус стражей исламской революции для участия в шиитское-суннитской резне в сопредельных государствах, и строят козни против богатых нефтью соседей. А снятие эмбарго немедленно стали использовать для закупки новейших вооружений.
С Арабской весной вышло не лучше. Америка горячо поддержала уличный мятеж против своих традиционных союзников в Египте — а на выходе вместо спокойного и предсказуемого режима получила оголтелую коалицию братьев-мусульман и салафитов у власти. С точки зрения свободы, демократии, прав человека никаких улучшений это Египту не принесло, зато превратило крупнейшую из стран региона в серьёзный очаг нестабильности. Закончилось всё это военным переворотом, отменой конституции, роспуском парламента. К власти в Египте вернулись те же самые люди в военной форме, свержение которых Обама в своё время поддержал. К сожалению, после пережитых в стране потрясений им очень трудно будет вернуться к стабильности, спокойствию, безопасности, туристической привлекательности и инвестклимату времён «диктатуры Мубарака».
Подробно пересказывать все другие успехи Обамы на международной арене смысла нет: результаты видны невооружённым глазом, и в Сирии, и в Ливии, и в Ираке с Афганистаном, и на Украине, и в России. Главный из этих результатов — тот самый многополярный мир. Где сегодня на роль полноценных игроков на международной арене выдвинулись ИГИЛ, иранский Корпус стражей исламской революции, Эрдоган и Дмитрий Киселёв. Который, напомню, на полном серьёзе обвиняется сторонниками Обамы в том, что он теперь определяет результаты всех выборов в США. Кажется, со времён сенатора Джо МакКарти, умершего от пьянства на больничной койке 60 лет назад, в Вашингтоне не делалось столь ярких заявлений о том, что вся политическая элита страны управляется в интересах заокеанской сырьевой державы, враждебной США.
И это, пожалуй, самый яркий результат правления Обамы. Совсем ещё недавно американцы интересовались исключительно своими доходами и расходами, налогами, пенсиями, страховками, ипотекой, пошлинами, медициной и хай-теком, а вопросам международной политики в их мыслях и в их СМИ отводилось 16-е место. А под занавес обамовского цирка уже все силовые и разведывательные структуры США дружно ползали на карачках по Вашингтону, выискивая агентов Кремля под кроватью, хакеров в электрической розетке и «жучки» под ковром. Первые полосы демократических СМИ пестрели заголовками про shantazh, kompromat и другие технологии управления Америкой из-за океана. Нужно быть совсем слепым, чтобы не увидеть тут прямого результата обамовской международной политики. Отказавшись от роли мирового лидера и единственного полюса на нашем шарике, Америка прониклась теми же комплексами неполноценности, которые у граждан многих бывших империй в новейшей истории породили один и тот же спрос на возвращение прежней мощи, на жёсткую риторику и яркий реванш.
Можно сколько угодно твердить, что Трампа к власти привёл Кремль, Киселёв, Путин или хакеры.
Но лозунг «Make America great again» придумали не они.
И содержанием, понятным без расшифровки по обе стороны океана, его наполнили тоже не они.
Этот лозунг — прямой результат политики демократов, из-за которой они просрали не только международный авторитет Америки и президентское кресло, но также и Конгресс, и Сенат США.
А самое смешное во вчерашней инаугурации Трампа — это ликование отечественных кащенитов. Которые столько лет рассуждали о счастье и гармонии в многополярном мире, но, пожив в нём лет пять, дружно выстраиваются в очередь целовать туфлю человеку, обещавшему покончить с этим бардаком и make America great again.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →