Фабула истории, заставившей публику об этом задуматься, настолько же проста, насколько она на первый взгляд мутная.
Некие анонимные «администраторы каналов Telegram» обратились с петицией к Павлу Дурову, призывая его зарегистрировать свой сервис в реестре Роскомнадзора, то есть обязаться выполнять требования пресловутого «пакета Яровой». Об этом почему-то написала 15 мая газета «Ведомости», хотя её журналистам не удалось установить даже личности анонимных авторов петиции. Также им при подготовке материала не удалось выяснить, обращался ли Роскомнадзор к администрации сервиса с предложением регистрироваться.
В самом Роскомнадзоре по горячим следам заметки информацию о возможной блокировке Telegram назвали слухами и комментировать отказались.
Но на следующий день та же газета «Ведомости» сообщила, что Роскомнадзор действительно отправил на контактные адреса Telegram Messenger LLP предписание зарегистрироваться в реестре. По условиям ультиматума, срок адресатам даётся до середины июня. После этого мессенджер будет либо внесён в реестр Роскомнадзора (с обязательством сливать конфиденциальные данные пользователей государству), либо заблокирован в России.
В тот же день администрация сервиса заявила, отвечая на запрос RNS:
Еще ни одно правительство или спецслужба в мире не получили ни бита информации от нас. Так будет всегда… Ключи, необходимые для расшифровки данных, разделены на несколько частей и физически хранятся в нескольких других дата-центрах. При этом все дата-центры находятся в разных юрисдикциях, так что для того, чтобы заставить Теlegram выдать какие-либо данные, потребуется нереалистичный уровень сотрудничества между несколькими государствами.
Этот ответ полностью отражает позицию, которой Павел Дуров придерживается с первого дня создания мессенджера. Изначально Telegram позиционировался как сервис, надёжно защищающий конфиденциальность переписки пользователей перед лицом любых угроз, включая любопытство органов политического сыска, и эта позиция изменений не претерпела. По этой причине Telegram заблокирован, например, в Исламской республике Иран. Но не сказать чтобы его иранские пользователи сильно от этого страдали. В странах, где столько лет лютует интернет-цензура, пользователи обычно продвинуты в вопросе обхода блокировок. Адреса прокси-серверов в Иране известны каждому школьнику, а для удобства туристов они ещё и написаны на стенах домов в любом большом городе.
При этом Telegram, конечно же, готов сотрудничать с правоохранительными органами в рамках расследования конкретных уголовных дел, с санкции суда. На примере аккаунтов ИГИЛ мы это уже видели. Но просто так транслировать все пользовательские данные спецслужбам какой бы то ни было страны он не собирается. Государство может называться Россия, США, Иран, Азербайджан или Папуа Новая Гвинея, но для истребования конфиденциальных пользовательских данных оно обязано предоставить внятные и юридически состоятельные основания. То есть требования «пакета Яровой» о внесудебном потрошении охраняемых данных сервис никогда не исполнял, и не собирается это делать в будущем. Точно так же логично предположить, что Telegram не готов обсуждать вопрос переноса каких бы то ни было серверов на территорию России, Украины, Ирана или Папуа Новой Гвинеи для удобства слежки спецслужб за пользователями из этой страны, будь то граждане или туристы (для нужд «пакета Яровой» легитимными объектами слежки ФСБ являются Дональд Д. Трамп и Барак Х. Обама как лица, в разное время посещавшие РФ).
В связи с давешним вбросом через месяц Роскомнадзору предстоит перед нами и начальством отчитаться: исполнил ли Telegram предписание, протранслированное через «Ведомости», и как его покарать за отказ. По первому пункту ответ понятен: на хую он вас вертел. Не исполнил и не исполнит. Можно не ждать месяц, а сразу же убиваться апстену. По второму пункту — сохраняется видимость интриги. Заблокируют ли Telegram так же, как это случилось с мессенджерами BlackBerry (BBM), LINE, Imo.im и Vchat?
Конечно, недооценивать деструктивный потенциал российских чиновников было бы ошибкой, ибо он поистине безграничен. На сайте Роскомсвободы есть очень наглядная сводная таблица, показывающая всю глубину идиотизма этих животных в цифрах. На каждую страницу, заблокированную из-за претензий государства, приходится примерно 900 страниц, заблокированных тупо по ошибке, и ни один говноед, жирующий на государственных харчах, за эти ошибки ответственности не понёс. Так что теоретически и Telegram можно в России заблокировать чисто по тупости. Но есть нюансы.
Во-первых, Telegram очень хорошо технически защищён от блокировки. В этом недавно смогли убедиться власти Ирана. Во-вторых, пользователями Telegram в России являются все первые лица государства, включая и Рамзана Кадырова, и Руслана Геремеева, с которым Следственному комитету до сих пор так и не удалось поговорить по повестке. Доставлять неудобства таким уважаемым в России людям чиновникам Роскомнадзора элементарно боязно. Так что для объявления о запрете они будут ждать прямых указаний вышестоящего начальства. Прецедент уже был, и он свеж в памяти. Ровно три года назад тогдашний замруководителя Роскомнадзора сделал со страниц «Известий» воинственное заявление:
Мы завтра же можем в течение нескольких минут заблокировать Twitter или Facebook в России. Мы не видим в этом больших рисков. Если в какой-то момент мы оценим, что последствия от «выключения» социальных сетей будут менее существенными по сравнению с тем вредом, который причиняет российскому обществу неконструктивная позиция руководства международных компаний, то мы сделаем то, что обязаны сделать по закону.
Неразрешимое противоречие в этой цитате трудно не заметить. Либо вы действуете по закону, и тогда на блокировку у вас есть 72 часа, либо вы сидите на попе ровно, и ничего не делаете, пока от начальства не придёт прямое указание, и тогда вас весело вертят на известном пальце и площадки, и пользователи. А чтобы не выглядеть совсем уж нелепыми петухами, у вас имеется два варианта. Или свалить из Роскомнадзора (как сделал автор приведённой цитаты), или морочить голову публике воинственными заявлениями для прессы, попутно балуясь показными расстрелами сайтов и платформ, которыми в России никто не пользуется — вроде LinkedIn или BlackBerry Messenger. Чем Роскомнадзор сегодня и занят.
Так что все разговоры про запрет Telegram в России на данный момент просто смешны.
А сливы в прессу на эту тему и открытые письма анонимов Дурову — самая обыкновенная сублимация.
Чиновники, над которыми шестой год смеётся весь Рунет, в очередной раз пытаются надуть щёки и изобразить из себя суровых цензоров. Но и площадкам, и пользователям эти потуги просто смешны.
Любопытно в этой истории только одно: довольно нетрадиционный выбор площадок, через которые обменялись мнениями Роскомнадзор и Telegram.
Чувствуется рука оригинально мыслящего пиарщика, класса Арсения Бобровского.
Причём главный пострадавший в этой истории — газета «Ведомости», а главный бенефициар — служба RNS.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →