Первыми в XI веке выкрали его останки из монастыря в Мире Ликийской гастролёры из итальянского города Бари.
Ограбив православный монастырь на территории будущей Турции, они доставили кости святого в родную Пулью (Апулию), где реликвия 930 лет назад упокоилась в кафедральном соборе провинциальной столицы Бари.
Так что в Италии Чудотворца регулярно называют «Св. Николаем из Бари». Тем более, что «Бари» любому итальянцу проще выговорить, чем «Мира Ликийская».
Следом за барийцами в монастырь с той же самой разбойной целью обретения мощей приплыли венецианцы. Но обнаружили там не мощи святого, а разбитый их соперниками саркофаг Угодника и смертельно перепуганных монахов, которые даже под самыми страшными пытками божились, что останки святого уже увезены в итальянский город Бари. Только когда им в глотку заливали кипящий свинец, они переставали на этом настаивать, но грабителям их молчание уже не помогало.
В какой-то момент венецианцы устали пытать монахов, сели отдохнуть за косячком и пиццей в алтаре церкви, где служил Угодник, и нечаянно принюхались к окружающему воздуху. В нём было разлито такое благоухание, что монахов больше пытать не стали, а разобрали кладку в стене церкви и нашли второй комплект святых мощей, мироточащий на всю округу, что твой Гольштейн-Готторп в Симферополе. Добыча была извлечена, изъята, упакована, триумфально доставлена в Венецию, и с тех пор хранится в монастыре Св. Николая на острове Лидо, рядом с частным аэропортом Ничелли. Православные гости Венеции, приземляясь в том самом аэропорту на личных самолётах, регулярно к тем мощам прикладываются. Полный список приложившихся можно найти на navalny.com, правда они там почему-то именуются коррупционерами и казнокрадами.
Барийцы, однако же, предвидели, что венецианцы этой добычей не удовольствуются, а захотят ограбить ещё и кафедральный собор Св. Николая в Бари, чтоб собрать у себя на Лидо полный набор реликвий Угодника. Поэтому, когда 400 лет спустя между двумя городами заключался возмездный договор о защите стен Бари от турок силами венецианского военного флота, первым пунктом в нём было прописано обязательство венецианцев не грабить собор. Надо отдать должное солдатам Республики: если грабежа они не гнушались, то вот нарушить контрактные обязательства не могли, потому что на договорном праве тысячу лет держалась вся экономика Венеции. Так что мощи 930 лет оставались нетронутыми в барийском соборе, покуда не прибыли на прошлой неделе в Храм Христа-Спасителя в Москве, где к ним с понедельника сможет приложиться каждый верующий, отстояв очередь примерно от стен Кремля. Затем реликвия отправится в Санкт-Петербург, где тоже будет доступна поклонению с 13 по 28 июля.
Вопросом о том, какой из двух комплектов мощей Николая-Чудотворца — барийский или венецианский — является подлинным, долгое время беспокоил Ватикан. Поскольку эта организация в научном отношении очень продвинутая, 25 лет назад там истребовали образцы из Бари и Венеции для генетического анализа. Тут-то и случилось главное посмертное чудо Угодника, увы, не вошедшее ни в какие канонические священные тексты: оказалось, что венецианские мощи — такие же настоящие, как и барийские, а принадлежат и те, и другие, одному и тому же человеку. Как звали этого человека, наука нам пока ответа не даёт, но с этим вопросом Ватикан справился безо всяких анализов.
Ведь кто, кроме истинного Чудотворца, мог оставить после себя два экземпляра мощей?!
PS. Если читать не только популярные, но и скучно-многословные сочинения по истории Венеции, то можно из них узнать, что в этом городе, как и в Бари, Св. Николая тоже числят своим святым покровителем, наряду со Св. Марком и нашим дорогим другом, Георгием Шахидом-Победоносцем. Там есть ещё и четвёртый покровитель — Св. Феодор Тирон, которого можно видеть на колонне у Palazzo Ducale, верхом на крокодиле (оригинал статуи находится во внутреннем дворе палаццо, под лестницей Гигантов, а на колонне, как водится, копия — но тоже краденая у византийцев). Однако венецианцы нечасто вспоминают про всех своих покровителей, потому что, в соответствии с внутренней понятийной иерархией Святой Марк является из них всех самым козырным, а Св. Феодор Тирон — наоборот, самым беспонтовым. Его в своё время сделали святым покровителем Венеции, чтобы продемонстрировать свою лояльность Византии, которая в первом тысячелетии была главным нанимателем венецианских вооружённых отрядов, да и в инфраструктуру островной Республики вбухивала неслабое количество бабла. Например, император Лев Армянин пробашлял восстановление Венеции после случившегося на его веку страшного пожара — того самого, после которого в городе запретили пиццу на открытом огне. Когда же потребность в византийском покровительстве у венецианцев отпала, они заменили Св. Феодора (местночтимого константинопольского святого) евангелистом Марком, чьи останки выкрали из-под носа у арабов в Александрии Египетской, обложив харамной для таможенников свининой.
Крутость Св. Марка связана не только с тем фактом, что он — апостол от семидесяти. Очень ценное соображение по его поводу подкинул будущим патриотам Венеции блаженный Иероним (Стридонский), по мнению которого Св. Марк являлся не автором своего Евангелия, и не компилятором сочинений двух своих старших товарищей-синоптиков, Матфея и Луки, а всего лишь прилежным записчиком с чужих слов. И слова эти принадлежали его духовному отцу, апостолу Петру, первому понтифику, учредителю Святого престола в Риме. Таким образом, в лице Св. Марка Венеция заручилась покровительством личного пресс-секретаря ватиканского учредителя. Довольно вскоре после того, как венецианцы избавились от надоевшего союза с Византией, у них возникла острая нужда хуесосить Ватикан — и тут наблюдение Стридонца пришлось как нельзя более кстати.
Хотите верьте, а хотите — нет, но Святой престол Светлейшая республика на протяжении 400 лет хуесосила с неизменным успехом — да так болезненно, что даже старый кардинал Кальтанисетта об этом не преминул вспомнить в самом драматическом из эпизодов «Молодого папы», где курия затевает импичмент главного героя. Достаточно сказать, что за всю историю напряжённых отношений между Ватиканом и Венецией сюда не прислали ни одного патриарха из Рима, а вот венецианские патриции на папский престол садились регулярно (Александр VIII, Бенедикт XI, Климент XIII, Евгений IV, Григорий XII, Григорий XVI). И когда светские дожи Венеции за триста лет до Наполеона надумали раздербанить ватиканские недвижимые активы на подконтрольной им территории, то папа их даже от церкви не смог отлучить — они в ответ только в лицо ему рассмеялись, и выиграли имущественную тяжбу вчистую, а интердикт гадскому папе пришлось отменить. Когда же мстительный понтифик подослал наёмных киллеров к тому хитрожопому венецианскому юристу, который вёл и выиграл против него процесс, — тот получил 17 ножевых ранений, но благополучно выжил, выздоровел и прослужил Республике после покушения целых 16 лет, успешно пережив своего римского обидчика на два года.
Так что если кто-нибудь в Венеции склонен верить, что кости Николая Угодника покровительствуют жителям этого города, то история с интердиктом — отличное тому подтверждение. Если имущественный спор со Святым Петром был явно выигран благодаря вмешательству Св. Марка (который, как мы догадываемся, был не в пример грамотней своего духовного отца), то уж спасение Паоло Сарпи после 17 ножевых ранений, нанесённых профессиональными киллерами беззащитному пожилому канонику — явное вмешательство Чудотворца.
На месте любого криминального авторитета в России я б непременно занял очередь к тем мощам.
Люблинский суд — это, конечно, хорошо и надёжно, но заступничество Угодника явно круче.
Одна неприятность: он потом не спасёт от чертей в аду.
Но вдруг Алишер Бурханович рассчитывает жить вечно.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →