
Знал ли Сталин, что Гитлер собирается напасть на СССР?
Правда ли, что на первом этапе войны преимущество немцев в технике было подавляющим?
Нуждался ли Советский Союз в помощи союзников?
Правда ли, что победа была одержана благодаря стратегическому гению Сталина?
Считаете ли вы, что СССР победил, завалив гитлеровские войска трупами своих солдат?
Можно ли было эвакуировать население блокадного Ленинграда?
Правда ли, что союзники открыли второй фронт, чтобы не дать СССР самостоятельно оккупировать Германию?
К самому опросу есть, конечно, претензии: например, первый вопрос сформулирован криво донельзя. Два варианта ответа не являются там ни взаимоисключающими, ни даже взаимно противоречащими. Предлагать radio button, требующий выбора или/или, в такой ситуации неверно, ибо то, и другое правда: Сталин не был готов к обороне границы, а нападение немцев было в любом случае вероломным, ибо нарушило Пакт. Но первый вопрос и не важен совсем — ни он сам, ни что там на него отвечают.
Зато вот по всем остальным пунктам ответы, полученные Варламовым от 3334 читателей, чрезвычайно интересны, поучительны и познавательны. Особенно, если сравнить их с простынями Левада-центра. Левада-центр нам рапортует, что в его «репрезентативной выборке» из 1600 респондентов с каждым годом растёт число россиян, верующих в то, что товарищ Сталин выиграл войну в одно рыло, без помощи как англо-американских союзников, так и советских солдат или маршалов. Скажем, в июне 1997 года 34% респондентов Левады считало, что Сталин не щадил жизни советских солдат, а сегодня в выборке осталось лишь 12% готовых вслух такое сказать.
Надо при этом понимать, что читатель Варламова — он совершенно классически массовый, ни разу не элитарный и не оппозиционный. Спроси его, чей Крым, и 86% дружно ответят: #крымнаш. Но вот это говнище про великого Сталина, неспособного ошибаться, читатель Варламова не покупает, хоть ты ему 300 панфиловцев покажи. 84,2% читателей Варламова считают, что Сталин был не готов к войне, 83,2% не верят в победу без ленд-лиза, 85,8% приписывают победы конкретным командирам, а не гению Верховного Главнокомандующего. А респондент Левада-центра — покупает историческую ревизию Мединского на ура. Там бы ещё добавить вопрос, когда началась Вторая мировая, и 86% ответят, что 22 июня 1941 года. А что там какую-то ещё Battle for Britain Гитлер проиграл, и что Сталин 17 июня 1940 года передавал Гитлеру «самые тёплые поздравления советского правительства» со взятием Парижа — за такие знания в наши дни можно получить приговор по уголовной статье, и Верховный Суд России этот приговор поддержит. Поэтому респонденты Левада-Центра, ФОМа, ВЦИОМа не торопятся афишировать свои знания. Это искривление социологии при репрессивных режимах давно и не нами исследовано. То, что службы, которые первыми от него страдают, ни словом до сих пор об этом не обмолвились (хотя о погрешности в 3,5% предупреждают без смущения) — свидетельство того, что они готовы нам любую липу под видом общественного мнения. И относиться к результатам Левада-центра нужно с учётом этого обстоятельства.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →