Anton Nossik (dolboeb) wrote,
Anton Nossik
dolboeb

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Categories:

Гойя: тема Франсисек не раскрыта

Кадр из фильма
Посмотрел формановские «Призраки Гойи».
К недавней ругани коллеги Зельвенского по поводу этого киношедевра мало могу добавить.
Проблема, очевидно, в переношенной беременности. Форман столько лет думал об этом фильме, что в голове у него накопилось три миллиона смыслов, подтекстов и контекстов, которые он в итоге стал все пихать в фильм, и упихал успешно. В результате получилось чрезвычайно пёстрое лоскутное одеяло, попытка поговорить обо всём сразу, и, в результате, совершенно непонятно, о чём, и при чём тут вообще какой-то Гойя.

Герой Скарсгарда суетливо-услужлив, жаден, труслив. "Пока не требует поэта", ничто не обнаруживает в нём признаков Гения (в Амадеусе это уже было исчерпывающе разжёвано). Но, увы, и когда Гойю требует Аполлон к священной жертве — он тоже не обнаруживает никакой искры Божией, просто мажет кистью по холсту. При этом к результатам творения своего заглавного героя Форман тоже ни малейшего пиетета не испытывает, спокойно подсовывая под кисть и карандаш великого испанца картинки, которых Гойя отродясь не рисовал, и которые просто сработаны безвестными декораторами под арт-руководством дамы со странной аристократической фамилией Huidobro (нет, она не родственница сорежиссёра Шрека).

Очень понятно, что для Формана Гойя с Амадеем не рифмуется, они о разном. Амадеус — гротеск в пушкинском духе о парадоксах творчества, а Гойя — чрезвычайно документальный, автопортретный, "художник при социализме", покупающий право на творчество и достаток бесконечной чередой подобострастных улыбок и нежных взоров, поминутно даримых светским и духовным властям. С этими улыбочками он входит в кадр, привечая в своём доме клиента-инквизитора, и ещё полтора часа они не сходят с его лица при всяком общении с начальством. Можно себе представить, какие худсоветы и парткомы сорокалетней давности вспоминал маэстро, уча Скарсгорда науке лебезить в кадре...

Совершенно поразила меня в этой фильме одна вещь, скорее личная. Скарсгорд в роли Гойи безумно похож на Илью Кабакова в том же возрасте. Не строением лица, конечно же, но выражением оного, и всей портретной мимикой.

А в сухом остатке — крайне верное заключение одного критика с форума iMDB: фильм много лучше смотрелся б с отключённым звуком. Или если б его soundtrack заменился на какого-нибудь Брамса. Американец, правда, пришёл к этому выводу, слушая оригинальную озвучку, тогда как я слушал русский дубляж, бессмысленный и беспощадный. Но вывод вышел одинаков.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments